Несбывшиеся надежды

Консенсус-прогноз «БО» на 2010 год (см. №1/2010) именовал в числе «тёплых» такие банковские бизнесы, как кредитные карты, «потребительские» кредиты и комиссионку, а среди аутсайдеров — кредиты и ипотеку юрлицам. В конечном итоге все выяснилось в противном случае.

Год еще не закончился, но кое-какие предварительные итоги подвести возможно. Ясно, что прогнозы — неизменно неблагодарное дело, но тот факт, что не сбылись как раз предсказания на 2010 год, имеет весьма простое объяснение. Это первый год выхода из кризиса, практически точка бифуркации. Множество вариантов, большое количество вероятных трендов приблизительно равной возможности. Прогнозировать было сложно.

Но оценить, где участники рынка предугадали тенденции года, а где промахнулись, интересно.

комиссионный бизнес и Банковские карты

Многие банкиры назвали «пластик» приоритетом 2010 и фаворитом года для банков при развитии клиентской целого и базы спектра услуг и продуктов (включая продажу банковских одолжений через банкоматы, интернет-банкинг, платежи, телебанк, кобрендинговые программы и т.д.).

Вправду, роль и комиссионных доходов по большому счету, и пластиковых карт в частности в структуре доходов банков росла в течение 2010 года. Тут предложение и спрос разморозились довольно-таки скоро. Особенно ярко это было видно на фоне продолжающего стагнировать кредитования — во всех секторах.

Потребительские и автокредиты

Участники рынка говорили, что в 2010 году начнется настоящий ренессанс для потребительских кредитов, а население, которое в течение 2009 года откладывало приобретения, больше не сможет от них отказываться и будет брать займы на приобретение товаров долгого пользования. Наряду с этим банки ослабят условия кредитования, соответственно, ожидается бурный рост «потребов».

Столь оптимистичные ожидания очевидно не оправдались: некое оживление предложения имеется, о чем свидетельствует а также начало новых рекламных кампаний банков. Непременно, отмечается и появление интереса со стороны заемщиков. Но назвать «потребы» локомотивом роста банковского рынка до тех пор пока нереально и вряд ли окажется сделать это до середины следующего 2011 года.

Кстати, скептическое отношение к автокредитам, наоборот, может смениться оптимизмом уже в скором будущем. Намечаются первые ростки оживления в данной сфере, и быть может, как раз автокредитование в 2011 году станет одним из «тёплых» бизнесов.

ценные бумаги и Валюта

Когда в экономике либо на банковском рынке начинается нестабильность либо пропадают драйверы стремительного роста, банки переключают внимание на валютный рынок. Без преувеличения возможно заявить, что в 2009 году лишь девальвация рубля разрешила возможность заработать целому последовательности больших банков и не продемонстрировать огромные убытки.

участники и Аналитики рынка в начале года оценивали перспективность и важность этих операций умеренно: громадных замыслов не строили, но вычисляли достаточно серьёзными в структуре бизнеса. Данный прогноз сбылся: в осеннюю пору валютный рынок оживился, и многие банки деятельно начали работату на нем. Не смотря на то, что, само собой разумеется, это вправду не может быть главным бизнесом коммерческого банка.

Еще один похожий вид операций — активная работа с ценными бумагами. В разгар кризиса процесс замещения кредитного портфеля портфелем ликвидных ценных бумаг достиг уже кроме того запредельного уровня. Часть ценных бумаг в активах банков в среднем повысилась практически до 25%. Это довольно высокий уровень. При довольно-таки низкой доходности этих бумаг (тех же облигаций госзайма) банки начали увлекаться практически «пирамидами репо».

Таков был дешёвый метод получать. К лету 2010 данное «увлечение» прошло, что не имеет возможности не радовать. Все-таки это вид деятельности, как и чрезмерное увлечение валютными операциями, не в полной мере вписывается в хорошую модель кредитно-депозитной организации.

Депозиты физлиц

Тут, пожалуй, возможно остановиться и разглядеть результаты года подробнее — уж весьма они неоднозначны. На сегодняшний момент, как и ожидало большая часть аналитиков, средства населения играют ключевую роль в формировании ресурсной базы финансовой системы. В 2010 году часть средств физических лиц в пассивах банков выросла на 2,6 п.п. с 25,4 до 28% (см. рис. 1).

Таковой рост позван притоком средств во вклады и понижением средств банков, а также в значительной степени падением привлечений средств от Банка России.

Сохраняющийся интерес кредитных организаций к депозитам физических лиц позван несколькими обстоятельствами. Во-первых, кроме того в кризисное время средства населения продемонстрировали себя как самый стабильный источник привлечения. Так, большой месячный оттекание средств физических лиц по банковской совокупности за последние полтора года составил лишь 0,3%, в то время как по юридическим лицам — до 2%.

Во-вторых, многие кредитные организации заметили в депозитах возможность диверсификации пассивов, как по срочности, так и по клиентам. В итоге на 1 октября 2010 года количество привлеченных средств населения в банковской совокупности составил 8,87 трлн рублей, увеличившись на 18,6% если сравнивать с началом года. Возможно не сомневаться, что к концу 2010 года количество рынка вкладов благодаря новогодним поступлениям перейдет предел в 9 трлн рублей.

Одновременно с этим на рынке существуют кредитные организации, каковые за счет депозитов только поддерживали ликвидность в кризис . Многие из них нарастили портфель депозитов обычно по завышенным ставкам. А в условиях излишней ликвидности такие депозиты для них стали тяжелым бременем — это ощутимое давление на процентную маржу.

Фактор «процентных ножниц» уже позвал очень твёрдую реакцию с позиций ставок — последовательность банков по большому счету сделали ставки привлечения запретительно низкими, убрали сезонные и особые акции, в противном случае и вовсе свернули депозитные программы.

Несбывшиеся надежды

самые активными игроками по привлечению средств населения остаются региональные банки. Для таких банков обычно характерна довольно высокая часть средств населения в пассивах — в среднем от 50 до 60%. В то время в федеральных и столичных банках этот показатель варьируется в пределах 30–40%.

Федеральные банки изначально владеют более широким спектром дешёвых источников фондирования (а также зарубежных), чем региональные участники рынка. Еще одно отличие: федеральные и столичные банки

ориентируются больше всего на состоятельных вкладчиков, а региональные банки нацелены на работу с небольшими и средними вкладами. Так, по состоянию на 1 июля 2010 года на долю депозитов более чем 700 тыс. рублей приходится 39,4% рынка (см. рис. 2).

Потом идут депозиты в промежутке от 100 до 400 тыс. рублей (около трети всех вкладов).

По всей видимости, хорошую динамику количества вкладов в 2011 году будут поддерживать две группы банков. Первая несколько — банки, в далеком прошлом специализирующиеся на этом рынке, для них вклады физических лиц — постоянный источник долговременных пассивов.

Вторая несколько — банки, ранее не трудившиеся со средствами населения, но по окончании кризиса поменявшие собственный отношение к депозитному рынку, заметив в нем возможность диверсификации пассивов. И на фоне понижения интереса населения к вкладам (понижение ставок по снова открываемым депозитам, рост инфляции, более высокая доступность розничных кредитов) для удержания и привлечения клиентов эти две группы банков будут деятельно предлагать разные виды бонусов. К примеру, начисление дополнительных процентов к сумме вклада, предложение бесплатных пластиковых картах, льготных условий кредитования и т.д.

Ипотека

В начале 2010 года большинство участников и аналитиков рынка были склонны относить ипотеку к самоё депрессивному направлению банковского бизнеса, возможности которого на ближайшие период неясны. Подобное отношение к рынку уже тогда представлялось пара необычным с учетом большого рывка, сделанного ипотекой еще в IV квартале 2009 года. Напомним, тогда количество выданных кредитов составил практически 61 млрд рублей, что сопоставимо с результатами всего I полугодия 2009 года.

С первых месяцев 2010 года рынок продолжил усиливаться . К ипотечному кредитованию возвратилось большая часть прошлых участников, были значительно расширены продуктовые линейки, начали получать распространение ранее редкие для рынка продукты (такие как кредиты с плавающей и комбинированной ставкой), возросло число рекламных акций. Все это сопровождалось уверенным понижением ставок и ослаблением требований к заемщикам.

Как следствие, результаты девяти месяцев 2010 года были очень хорошими: в указанный период банками было предоставлено в 2,5 раза больше ипотечных кредитов, чем годом ранее (см. рис. 3).

Уже разумеется, что, с учетом сезонного роста рынка кредитования в IV квартале, за весь год рынок без неприятностей преодолеет планку в 300 млрд рублей как минимум вдвое, превысив результаты 2009 года. И не смотря на то, что это намного меньше максимума, достигнутого в предкризисный 2008 год, в полной мере возможно, что с этими темпами к началу 2012 года рынок в полной мере возвратится к докризисному уровню. Рынок ипотеки остается очень привлекательным и с позиций качества задолженности.

Не обращая внимания на доли и планомерное увеличение объёма просроченной задолженности (см. рис. 4), темпы ее прироста в 2010 году в значительной мере сократились.

Кредитование МСБ

Не обращая внимания на отсутствие ярковыраженного пессимистичного отношения к динамике среднего бизнеса и кредитования малого, большая часть аналитиков и экспертов в начале 2010 года не ожидали от этого рынка заметного роста. Но вопреки прогнозам В первую очередь года рынок кредитования МСБ забрал уверенный курс на восстановление, в отличие от корпоративного и розничного сегментов.

По состоянию на 1 сентября 2010 года количество предоставленных МСБ кредитов достиг 2,8 трлн рублей, на 43% превысив результаты подобного периода 2009 года. Стремительный рост кредитования привел и к заметному повышению кредитного портфеля МСБ — на 1 сентября он составил 3,1 млрд рублей, что на 17,6% больше результатов начала 2010 года.

По темпам роста портфеля кредитование МСБ в Российской Федерации со большим отрывом опережает ближайших соперников — корпоративный сегмент (что вырос 2,6%) и розничное кредитование (прирост 4%). По окончании долгого периода роста просроченной задолженности стало стабильным и уровень качества сумок МСБ (см. рис. 6): уровень просрочки в течение трех летних месяцев 2010 года пребывал в пределах 9%.

Кредитование МСБ остается очень привлекательным сегментом для русских банков. В 51 из 74 опрошенных «Специалистом РА» банков видят данное направление бизнеса одним из приоритетных. С одной стороны, риски тут меньше, нежели в розничном бизнесе, но наряду с этим маржа выше, чем в корпоративном сегменте. Иначе, кредитование МСБ разрешает банкам в значительной мере диверсифицировать кредитный портфель.

Потенциал данного рынка очевиден, потому, что само по себе число среднего бизнеса и субъектов малого в разы превышает количество больших фирм. По нашим расчетам, по результатам 2010 года объем предоставленных кредитов возвратится на докризисный уровень и составит 4,1–4,2 трлн рублей, более чем на 40% превысив результаты 2009 года. Величина кредитного портфеля достигнет 3,3–3,4 трлн рублей.

В подготовке статьи учавствовали сотрудники «Специалист РА» Станислав Волков, Кристина Кирьянова и Михаил Доронкин

ФИЛЬМ ВЗОРВАВШИЙ ИНТЕРНЕТ СЛОМАННЫЕ НАДЕЖДЫ КИНО 2016 2017

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: