Нетрадиционная ориентация: перспективы soa

Нетрадиционная ориентация: перспективы soa

В 2008 году сервис-ориентированная архитектура (SOA) казалась единственно вероятным будущим IT, но с наступлением кризиса неожиданно была провозглашена мертвой. Для чего банкам реанимировать SOA по окончании кризиса?

Безоблачные горизонты

Еще 2008 году «облака» были чем-то далеким, а их место в сознании IT-управленцев прочно занимала сервис-ориентированная архитектура. Автору вспоминается дискуссия на одной из конференций, на протяжении которой обсуждался вопрос, имеется ли иное будущее у IT, не считая SOA. Тогда ни одной хорошей альтернативы не виделось. Именовали grid, другими словами распределенные вычисления, но соглашались, что это не замена SOA, а только дополнение.

В рассуждениях находилась тяжело оспариваемая логика: IT должно предоставлять бизнесу сервисы, а не совокупности, причем сервисы понятные, из которых к тому же возможно скоро собрать необходимый процесс. В случае если монолитные приложения возможно представить как бревна, каковые необходимо обтесывать и сколачивать гвоздями, то сервисы — кроме того не блоки конструктора, а магнитные шарики, легко соединяющиеся в любой последовательности, к каждому из которых возможно прилепить любое количество вторых шариков, дабы выстроить новую ветку процесса (они так и именуются — слабо связанные сервисы).

Более того, возможно строить целые кристаллические структуры. Бизнес, действительно, все равно не сможет склеить их самостоятельно, но по его команде IT, как вспоминало, должно было обучиться делать это весьма скоро, что давало конкурентное преимущество.

Но дабы перевоплотить «бревна» в «магнитные шарики», необходимо было сделать последовательность конкретных технических шагов. Основной громадный и дорогостоящий ход — внедрение интеграционной шины (Enterprise Service Bus, ESB). Само собой разумеется, были и те, кто утверждал, что SOA возможно выстроить и без ESB, достаточно web-разработок, но все же большая часть доходило к SOA как раз с «поднятия штанги» интеграционной шины, потому, что ее внедрение значительно облегчало сотрудничество совокупностей.

Казалось, вот-вот все банки внедрят ESB, выделят сервисы и будут штамповать новые продукты в соответствии с любыми пожеланиями бизнес-подразделений. То была успешная середина 2008 года.

По дороге разочарований

Но осень нагнала туч на безоблачное небо SOA — банки стали без шуток производить перерасмотрение собственные затраты на IT. Стало известно, что SOA, все-таки нужна не бизнесу как критичное для выживания средство, а IT-департаменту — как метод более эргономичной организации инфраструктуры. В то время, когда у вас большое количество денег и времени, вы имеете возможность позволить себе сделать ремонт в квартире, потому, что это думается критичным.

А в то время, когда денег нет, тут уж не до излишеств — нужно получать. И вот уже в январе 2009 года показалась статья Энн Томас Мэйнс, известного аналитика Burton Group (позднее эту компанию купило агентство Gartner), в котором она декларировала смерть SOA. Как утверждалось, проекты по внедрению SOA в большинстве собственном провалились — многие компании инвестировали в построение сервис-ориентированной архитекруты миллионы, так и не взяв снижения затрат и повышения гибкости кроме того в долговременной возможности. «SOAзавру» нужно будет исчезнуть по окончании «падения экономического метеорита» — таков броский образ, иллюстрирующий статью.

Но, аналитик не утверждала, что правила SOA не верные. Ориентированность на сервисы нельзя назвать неактуальной, и она сохранится в «ростках» из SOA — SaaS, «облачных вычислениях», BPM. Так в неспециализированном-то и случилось.

Но саму сокращение SOA предлагалось упразднить, потому, что она стало именем нарицательным, бизнес больше не верит в нее.

Разбирая обстоятельства провала, Энн Томас Мэйнс показывала на через чур технологический подход к SOA. Требуется не просто построение интерфейсов к существующим приложениям, а полный пересмотр применяемых ответов, пересмотр самого метода работы IT, заявляла она. Дабы быть успешной, SOA необходимо быть частью чего-то большего — таков был вывод.

И слово SOA если не забыли, то, по крайней мере, оно прекратило быть buzzword, как говорят на Западе, другими словами «на слуху». В 2009 году, в соответствии с отчету Hype Cycle for Emerging Technologies от Gartner, SOA выбиралась из «ямы разочарований», и логично было ожидать, что в 2010 году ее возможно будет заметить на «плато продуктивности». Но вместо этого она пропала без вести.

На запрос «БО», из-за чего так произошло, в русском представительстве Gartner ответить не смогли.

Но, если судить по тому, что возможно было замечать, такое исчезновение в полной мере объяснимо. В случае если в 2008 году на конференциях об IT в денежном секторе эта тема была главной, то в 2009–2010 годах ее кроме того не затрагивали. Обстоятельства спада интереса к SOA прекрасно обрисовал Сергей Ядыков, помощник директора работы опытного сервиса компании «АйТи»: «Размытость самого понятия SOA стала причиной тому, что многие банки инвестировали в проекты с завышенными ожиданиями.

Вендоры давали слово, что используя сервисно-ориентированные разработки (к примеру, веб-сервисы), возможно машинально реализовать SOA. Внедрение SOA как идеологии и архитектуры подразумевает наличие стратегического замысла миграции от клиент-серверной архитектуры к архитектуре, основанной на сервисах. А такие глобальные замыслы эксперты IT-работ редко ставят перед собой кроме того в столь информационно развитых организациях, как банки».

Одновременно с этим на пути внедрения SOA банки натолкнулись и на последовательность подводных камней. В качестве таких неприятных неожиданностей опрошенные «БО» CIO показывают поддержки и высокую стоимость внедрения, понижение скорости работы совокупностей, и раздельно жалуются на недочёт компетенций у подрядчиков. Любопытно, что ни один из опрошенных не выделил понижение уровня информационной безопасности, не смотря на то, что ранее многие специалисты на это показывали.

Вырождение либо совершенствование?

На Западе, в соответствии с изучению, совершённому аналитическим агентством Forrester, 8 из 10 банков применяют SOA. И многие российские банки внедряют SOA с различной степенью успешности уже достаточно давно. Наряду с этим на вопрос «Удовлетворены ли вы результатами внедрения SOA?» в большинстве опрошенных «БО» банков ответили утвердительно.

Другими словами больной скорее жив, и в момент, в то время, когда и банки, и IT-отрасль пара оправились от кризиса, в полной мере резонно развивать начатые ранее инициативы, разглядывая пользы в долговременной возможности, потому, что, как уже говорилось, сервис-ориентированный подход к организации IT весьма логичен. К тому же по обстоятельствам, о которых писал «БО» (см. №7, 2011, «Облака в небо спрятались»), новому фавориту — «тучам» — банки пока не верят, а SOA уже, в каком-то смысле, ветхий конь.

Возможно высказать предположение, что интерес к теме в банковской сфере упал еще и вследствие того что главным игрокам рынка «SOA» уже реализовали. В этом случае сокращение стоит в кавычках, по причине того, что слово не всегда точно отражает то, что за ним стоит. Реализовали, в большинстве случаев, интеграционную шину, и какой-то консалтинг для интеграции приложений. Дальше, увы, дело зашло не у большинства.

Изначальная же мысль SOA, напомним — выделение сервисов с целью их повторного применения, эластичного и стремительного построения бизнес-процессов.

Вправду, в соответствии с совершённому «БО» опросу, в большинстве банков к SOA относятся легко как к интеграционному ответу (одному из вероятных), а вся так называемая имплементация ограничивается внедрением ESB. Не у большинства выделены сервисы, еще меньшее количество банков их повторно применяют, а тех, у кого создан репозиторий сервисов и употребляется SOA Governance (управление жизненным циклом SOA), отыскать и вовсе не удалось.

Вместо того дабы как декларируется вендорами «всецело поменять работу IT в организации», SOA делается средством ответа локальных задач, таких как, к примеру, интеграция АБС со SWIFT (пример одного из банков). Примечательно, что интеграторы кроме того видят в этом кое-какие преимущества.

«Еще совсем сравнительно не так давно существовала легенда, что удачно использовать SOA возможно лишь в масштабах всего банка. Это стало причиной тому, что обычно выполнялись проекты, через чур тяжелые для финансирования и управления. На данный момент продвигается подход, при котором банк может в соответствии с задачей ограничивать собственные SOA-инициативы так, что они станут дешёвыми для реализации.

Это снабжает сокращение проектных рисков и начальных инвестиций, оказывает помощь уменьшить время внедрения и снизить упрочнения на разработку и проектирование одолжений», — говорит Сергей Ядыков (АйТи).

Одновременно с этим нельзя сказать, что в этом случае SOA делается легко методом ответа конкретной задачи, поставленной бизнесом. Не совсем ясно, действительно, как наряду с этим ограничивается затрачиваемый бюджет, потому, что уже одно внедрение интеграционной шины требует больших инвестиций. Но, еще до кризиса были решения на базе свободного ПО, и, как образно сказал автору тогда один из начальников SOA-проектов, «дабы похудеть, не обязательно записываться в дорогой фитнес-центр, достаточно легко меньше имеется и больше двигаться».

Большая часть опрошенных, как со стороны вендоров и интеграторов, так и со стороны клиентов, сходятся во мнении, что интерес к SOA не пропал, легко концепция стала более зрелой и видоизменилась. Вендорам сейчас не требуется тратить такие масштабные маркетинговые упрочнения на ее продвижение. (Сейчас эти упрочнения затрачиваются на «тучи».)

«SOA — это лишь ход на пути. Он сделан и сейчас в первых рядах стоят новые задачи. В случае если посмотреть вовнутрь большинства развивающихся на данный момент концепций, в их глубине возможно откопать ту же SOA», — отметил глава управления разработки информационных совокупностей ВТБ Сергей Степанов.

Речь заходит о таких концепциях как BPM (управление бизнес-процессами), EDA (Event Driving Architecture — управление на базе событий), а также «тучах». Все они выстроены на применении сервисов.

«С интересом без шуток настроенных организаций ничего неприятного не случилось, — говорит Константин Варов (Диасофт), — интерес не только не упал, но кроме того усилился». В качестве доказательства он обратил внимание на результаты совершённого в августе 2010 года компанией Gartner опроса, на протяжении которого было распознано, что 83% организаций сделали SOA либо связку SOA и EDA базой собственной IT-стратегии.

Дабы руководить процессами на базе BPM, должны быть выделены сервисы, каковые возможно было бы легко связывать между собой. Как раз исходя из этого внедрение SOA значительно облегчает и переход к BPM, что возможно назвать следующим логичным шагом в построении бизнес-ориентированных IT. Многие вендоры уже не разделяют SOA и BPM, реализовывая их как одно пакетированное ответ.

Касательно перехода к «тучам», логично высказать предположение, что будут строиться «гибридные» тучи, другими словами часть сервисов останется в банка, а часть окажется вынесенной вовне, к внешним провайдерам. Разумеется, что их необходимо связывать между собой, и тут также применима SOA.

Рецепты.БО

Как верно готовить SOA
На базе информации, собранной «БО» при опросе банков, вендоров, аналитиков и интеграторов, были взяты следующие советы:
1. SOA направляться строить в соответствии с целями бизнеса. Нужны формулировка и ясное понимание этих целей со стороны топ-менеджмента.
2. Должны быть созданы карта внедрения SOA и концепция целевой интегрированной совокупности. Необходимо осознавать, что потребуется полное изменение самого подхода к IT, другими словами переход от приложений к сервисам. Потребуется выделить сервисы и создать их репозиторий.

Применение SOA Governance кроме этого один из главных факторов успеха.
3. направляться учитывать SOA-ориентированность внедряемых ответов. Все приложения должны быть компонентными, поддерживать SOA-подход.
4. Необходимо готовься к увеличению затрат на оборудование и персонал. Кроме единовременных затрат — таких как проект по внедрению ESB — SOA значительно повышает затраты на сопровождение IT-инфраструктуры. Банку потребуется SOA-архитектор и т.д., и без договора с интегратором на поддержку не обойтись.

Понижение быстродействия нужно будет компенсировать за счет повышения мощности серверного оборудования.
5. Недочёт квалификации подрядчиков многие показывают как один из главных факторов «провалов». К выбору интегратора нужно подойти максимально ответственно.
Но, приблизительно то же самое говорилось и до кризиса, но это не уберегло «внедренцев» от неточностей. Остается сохранять надежду, что опыт этих неточностей будет учтен.

Нетрадиционная ориентация

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: