Обзор изменений в банковском законодательстве с 1 января 2016 года, часть 1

Обзор изменений в банковском законодательстве с 1 января 2016 года, часть 1

Вступление в силу В первую очередь года новых нормативных актов Банка России, обрисовывающих бухучёт некоторых операций и объектов в кредитных организациях (вознаграждений работникам, финансовых результатов и имущества) добавит ответственности и работы не только бухгалтерам, но и кадровикам, юристам, автоматизаторам, а основное — начальникам банков.

Разглядываемые трансформации в бухгалтерском учете вводятся Нацбанком в рамках сближения русских стандартов учета с интернациональными. Сближение это с переменным успехом продвигается начиная с 2004 года, в то время, когда регулятор в первый раз ввел для кредитных организаций порядок составления отчетности по МСФО (правильнее, «как бы по МСФО», но это вторая тема).

Новые правила потребуют участия в учетном ходе кроме бухгалтеров, экспертов многих вторых подразделений, начальников банков, и организаций и сторонних специалистов.

Сейчас работа Банка России в этом направлении заметно активизировалась: по окончании недавнего введения таких непростых учетных категорий, как отложенные налоги либо производные денежные инструменты, дело дошло до еще более сложных вещей. Они потребуют участия в учетном ходе кроме бухгалтеров, экспертов многих вторых подразделений, начальников банков, и организаций и сторонних специалистов.

Связана эта необходимость с теми различиями между русскими стандартами учета и МСФО, каковые заключаются в основном в правилах «приоритет содержания над формой» и «отражение объектов учета по честной цене».

На практике это указывает, что:

  • основанием для отражения операции будет являться не обязательно первичный документ, содержание и форма которого выяснены Росстатом, Министерством финансов либо Банком России, но во многих случаях опытное суждение, и тут под словом «специалист» понимается отнюдь не бухгалтер;
  • величина обязательств и активов, расходов и доходов определяется посредством особых способов и всегда корректируется;
  • в отчётности и бухгалтерском учёте существенно возрастает роль субъективных оценок (вот и воплощается ветхая шутка по поводу того, что прибыль — плод воображения бухгалтера);
  • по многим операциям существует пара вариантов учета, исходя из этого кредитная организация обязана выбрать необходимый вариант и утвердить его в учетной политике;
  • по некоторым операциям не существует установленного регулятором порядка учета, исходя из этого кредитная организация обязана самостоятельно его создать и утвердить в учетной политике;
  • по многим операциям метод отражения (либо отсутствие необходимости отражения) в учете определяется уровнем существенности, что банк обязан самостоятельно выбрать… Ну вы осознали.

Ответственным отличием МСФО от РСБУ есть то, что ответственность за достоверность отчетности несет начальник организации.

Серьёзным отличием МСФО от РСБУ кроме этого есть то, что ответственность за достоверность отчетности по западным стандартам несет не бухгалтер, а также не главбух, а начальник организации. Банк России пока не рискнул ввести в отечественную практику столь революционный подход, но очевидно движется в этом направлении: к примеру, все новые формы отчетности для некредитных денежных организаций, перешедших недавно под юрисдикцию мегарегулятора, по большому счету не предусматривают подписи главбуха. Как раз исходя из этого этот обзор скорее будет нужен управлению банка, чем его бухгалтерской работе (последняя, но, может применять данный материал для привлечения внимания управления к проблемам, каковые неизбежно появятся уже через пара недель).

Часть 1. Вознаграждения работникам

разъяснения и Нормативные акты:

  • Положение Банка России от 15.04.2015 №465-П «Отраслевой стандарт бухучёта вознаграждений работникам в кредитных организациях».
  • Инструкция Банка России от 17.06.2014 №154-И «О порядке оценки совокупности зарплаты в порядке направления и кредитной организации в кредитную организацию предписания об устранении нарушения в ее совокупности зарплаты ».
  • Западный стандарт денежной отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» (введен в воздействие на территории РФ Приказом Министерства финансов России от 18.07.2012 №106н).
  • Разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 15.04.2015 №465-П «Отраслевой стандарт бухучёта вознаграждений работникам в кредитных организациях» от 15.10.2015.

Главные новации в учете вознаграждений:

  • классификация вознаграждений: долговременные / кратковременные / выходные пособия; финансовые / неденежные; работникам / участникам семей / третьим лицам; ограниченные / не ограниченные фиксируемыми платежами; накапливаемые / ненакапливаемые оплачиваемые отсутствия и т. д.;
  • отражение обязательств по разным видам вознаграждений на различных квитанциях бухучёта;
  • отражение в учете отложенных вознаграждений;
  • периодическая корректировка признанных обязательств по вознаграждениям;
  • дисконтирование обязательств по долговременным вознаграждениям;
  • использование актуарных оценок для обязательств по долговременным вознаграждениям;
  • новый порядок учета страховых взносов;
  • новый порядок отражения необязательного медицинского страхования.

Нужные действия:

  • привести совокупность зарплаты кредитной организации в соответствие с требованиями инструкции №154-И (в случае если это до сих пор не сделано);
  • установить правила документооборота при ведении бухучёта вознаграждений;
  • выяснить локальными нормативными актами:
  • порядок и случаи происхождения обязательств по выплате вознаграждений работникам;
  • срок выполнения таких обязательств в целях бухучёта;
  • порядок признания обязательств по оплате ежегодных оплачиваемых отпусков, их их оценки и корректировки (при необходимости);
  • порядок оценки величины обязательств по выплате премий, их корректировки (при необходимости);
  • критерии существенности в отношении трансформации размера выплат вознаграждений работникам по окончании трудовой деятельности, не ограниченных фиксируемыми платежами, и критерии существенности событий, воздействующих на их оценку (в случае если внезапно они у вас существуют);
  • способы определения честной цене активов пенсионного замысла (см. выше);
  • критерии существенности событий, воздействующих на оценку обязательств (требований) по выплате других долговременных вознаграждений работникам (при необходимости);
  • установить порядок применения способов актуарной оценки к обязательствам по долговременным вознаграждениям;
  • начислить и признать в учете вознаграждения по накопленным отпускам (в случае если это до сих пор не сделано; но, регулятор разрешает осуществить это мероприятие до конца первых трех месяцев 2016 года);
  • совершить опись аналитических квитанций согласно расчетам с персоналом, дабы на отчетную дату осуществить перенос долговременных обязательств на новые счета;
  • то же самое — по квитанциям расчетов по страховым взносам с внебюджетными фондами;
  • установить порядок аналитического учета по квитанциям по учету обязательств (требований) по выплате вознаграждений;
  • создать и утвердить в составе учетной политики порядок отражения в учете отдельных видов вознаграждений (заработной платы, авансов, премий, отпускных, подарков, выходных пособий, необязательного медицинского страхования, возмещения затрат по уплате процентов по займам и др.).
  • * * *

    Специалисты вычисляют учет вознаграждений одной из самых сложных тем в МСФО. Российские же банки отделались на первый взгляд легким испугом: IAS 19 перевоплотился в Положение №465-П в очень сильно сокращенном и упрощенном виде.

    Но это лишь на первый взгляд. По причине того, что в тех случаях, в то время, когда речь заходит о более сложных категориях — активах пенсионного замысла, способах актуарной оценки — Банк России отсылает читателя к IAS 19, изучать что (но, как и другие западные стандарты) — наслаждение на любителя.

    Иначе, в банках, в особенности маленьких, вряд ли имеется в наличии целый ассортимент вознаграждений, предусмотренный в МСФО и нормативных актах регулятора. Те же пенсионные замыслы, к примеру, для России скорее экзотика, чем простая практика.

    А с третьей — совсем уж упростить новый порядок учета (к примеру, что первым приходит в голову, сделать все вознаграждения кратковременными и ничего не дисконтировать) все равно не окажется. По причине того, что не считая Положения №465-П имеется еще Инструкция №154-И, в соответствии с которой часть нефиксированных вознаграждений выплачивается отдельным категориям банковских сотрудников не ранее чем через три года. А это значит, что как минимум по таким вознаграждениям банкам нужно будет дисконтировать обязательства и использовать к ним способы актуарной оценки.

    Актуарные расчеты требуют знания теории возможностей, демографической статистики и денежной математики, то банкам, вероятнее, потребуется привлечь для этих целей намерено обученных людей.

    В случае если с первым, дисконтированием, банковские бухгалтерии уже как-то примирились, то со вторым все сложнее. Потому, что актуарные расчеты требуют знания теории возможностей, демографической статистики и денежной математики, то банкам, вероятнее, потребуется привлечь для этих целей намерено обученных людей — актуариев (нужно думать, что в будущем году спрос на их услуги существенно возрастет). По крайней мере бухгалтер точно не должен этим заниматься.

    Но, и с дисконтированием бухгалтеру пригодится помощь эксперта по рынку ценных бумаг, талантливого выяснить «действенную доходность к погашению корпоративных облигаций высокой категории качества, котируемых организатором торговли на рынке ценных бумаг, по состоянию на отчетную дату». И ИТ-эксперта, дабы организовал расчет приведенной цене обязательств (никто же не считает, что бухгалтер самостоятельно обязан дисконтировать их посредством Excel?).

    Кстати, и актуарная оценка, и дисконтирование отложенных нефиксированных вознаграждений пригодятся уже при начальном их признании, которое должно случиться в первоначальный рабочий сутки 2016 года. Так что времени на их реализацию и принятие решений осталось крайне мало.

    Напомним, что Инструкция №154-И действует В первую очередь этого года, но до 1 октября Банк России не контролировал выполнение ее требований. Исходя из этого, как у нас водится, не все банки озаботились своевременным приведением собственной совокупности зарплаты в соответствие с требованиями регулятора. За что на данный момент и расплачиваются, безотлагательно отвечая на разосланные Банком России запросы.

    Имеется и другие крайности, которых нужно избегать. Скажем, приводя в порядок совокупность зарплаты , не следует подгонять существующие бизнес-процессы под новый бухучёт — к примеру, как рекомендуют кое-какие специалисты, обязательно начислять зарплату в последний сутки месяца, в случае если до сих пор это делалось в начале следующего.

    Другими словами ничего нехорошего, само собой разумеется, нет, в случае если у банка имеется возможность поменять обработки информации и порядок документооборота для того, чтобы обеспечить своевременный ввод данных (табелей учета рабочего времени) в текущем месяце. Но и костьми ложиться наряду с этим необязательно, поскольку и действующий порядок не противоречит требованиям Положения №465-П.

    Потому, что Положение №465-П еще не получило юридическую силу, никакой правоприменительной практики по нему еще нет. Но имеется большое количество вопросов, в связи с чем Банк России выпустил практически пару дней назад разъяснения.

    Часть вопросов данный документ снимает, но многие остаются. К примеру, вопрос о том, распространяются ли требования положения на вознаграждения участникам правления либо наблюдательного совета банка, каковые формально сотрудниками организации не являются и никаких трудовых / гражданско-правовых контрактов с банком не заключают. Либо, скажем, как признать обязательство по ненакапливаемым оплачиваемым отсутствиям на работе (доплата по больничному странице, к примеру) конкретно при наступлении факта отсутствия работника (т. е. в первоначальный сутки его невыхода по заболеванию), в случае если на текущий момент не известно, сколько времени он будет отсутствовать.

    Самый сложный сейчас вопрос касается порядка уплаты (перечисления) начисленных страховых взносов по долговременным вознаграждениям.

    Но самый сложный сейчас вопрос касается порядка уплаты (перечисления) начисленных страховых взносов по долговременным вознаграждениям.

    Неприятность тут связана с тем, что закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд необходимого медицинского страхования» разрабатывался в условиях действия русских стандартов учета, в то время, когда еще ни о каких долговременных вознаграждениях обращение не шла. И закон данный требует уплаты страховых взносов в периоде их начисления, а не в периоде выплаты самого вознаграждения.

    Но формально суммы страховых взносов в момент начисления выяснить нереально, поскольку они при начальном признании будут включены в состав обязательств по выплате вознаграждений, искажены до неузнаваемости актуарными оценками и дисконтированием, и к тому же будут подвергнуты бессчётным корректировкам впредь до даты выплаты вознаграждения. Что повлечет за собой, не считая всего другого, необходимость сверки данных и постоянные перерасчеты с внебюджетными фондами.

    «Имеется страшная информация с семинаров самих страховых фондов, что они будут по данной вот букве закона потребовать уплаты как раз начисленных взносов, несмотря на выплату. И уже весело предвкушают повышение поступлений от банков в начале года»,— пишут на форуме Bankir.Ru.

    Но, имеется надежда, что обозримой перспективе эта неприятность так или иначе будет решена: согласно заявлению представителей регулятора, в Банк России стали массово поступать обращения кредитных организаций с просьбами (в противном случае и требованиями) об отмене начисления страховых взносов по долговременным вознаграждениям, и с вопросами о том, «как фонды планируют осуществлять возвраты этих взносов, в случае если выплаты не состоятся, с примерами и с требованием пояснений по заполнению отчетных ведомостей» — также цитата с форума.

    В Банк России стали массово поступать обращения кредитных организаций с просьбами (в противном случае и требованиями) об отмене начисления страховых взносов по долговременным вознаграждениям.

    И наподобие как регулятор на данный момент напряженно данный вопрос решает.

    Задача, прямо скажем, у Банка России непростая: выполнить пожелания банков — значит нарушить правила МСФО, в соответствии с которым обязательства должны признаваться в периоде их происхождения. Другой путь — изменение федерального законодательства — также, в общем, лепестками роз не устлан, тем более что право законодательной инициативы у мегарегулятора формально отсутствует.

    Однако, возможность решения проблемы страховых взносов «имеется, очень значительная» — это прямая цитата с семинара по учету вознаграждений с участием представителя Банка России.

    Ясно, что по окончании начала действия документа вопросов появится еще больше. Да и само Положение №465-П, вероятнее, будет подвергнуто корректировке: в действующей редакции оно не в полной мере соответствует не только федеральному законодательству о страховых взносах, но и, быть может, Трудовому а также Уголовному кодексам.

    Это по большому счету богатая тема: строго говоря, трудовое законодательство никаких корректировок и долговременных отсрочек, в особенности уменьшений, по вознаграждениям не предусматривает, но уголовное — весьма кроме того, в части ответственности начальника за невыплату заработной платы.

    Обсудить признания обязательств и сложные вопросы расчёта по вознаграждениям работникам возможно на форуме Bankir.Ru

    Продолжение: Обзор трансформаций часть 2. Часть 3.

    Обзор изменений в законодательстве, вступающих в силу с 1 января 2016 года

    Интересные записи

    Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: