Почему не развивается рынок секьюритизации кредитов мсб

Почему не развивается рынок секьюритизации кредитов мсб

Зарубежный опыт говорит о том, что секьюритизация кредитов малому бизнесу — в полной мере рабочий инструмент. В Российской Федерации же аналогичного рынка практически нет, не смотря на то, что законодательные ограничения, каковые формально имели возможность бы сдерживать его развитие, отсутствуют.

Активное развитие зарубежного рынка секьюритизации насчитывает пара десятков лет. Оно связано с созданием в Соединенных Штатах Government National Mortgage Association (либо Ginnie Mae — Национальная национальная ипотечная ассоциация), под руководством которой в начале 70-х годов прошлого столетия случилась в известном нам виде первая секьюритизация ипотечных бумаг.

В различных государствах данный процесс шел по-различному. К примеру, в Китае первые сделки по секьюритизации активов осуществились еще в первой половине 90-ых годов двадцатого века: тогда была совершена сделка по секьюритизации портфеля ипотечных активов на сумму порядка $200 млн. Но рынок как такой сформировался лишь в 2005 году, а уже в 2008–2009 годах на фоне глобального кризиса сделки по секьюритизации приостановились впредь до 2012 года.

В ЕС с 2007 по 2013 год таких активов было «упаковано» в облигации на сумму более чем €100 млрд

В Российской Федерации первая сделка по секьюритизации активов прошла в 2004 году. Выпущенные акции подтверждали права на обязательства по будущим экспортным поступлениям от продажи газа ОАО «Газпром». Рынок с того времени переживал как взлеты, так и падения.

На данный момент активность на рынке секьюритизации очень низка.

Сейчас большинство сделок проходит в области секьюритизации ипотечных кредитов. Одновременно с этим на страницах печатных изданий, в выступлениях на презентациях и конференциях довольно часто возможно встретить заявления о необходимости расширения применения разных активов при структурировании сделок, среди них и кредитов МСБ.

Зарубежный опыт продемонстрировал, что секьюритизация кредитов малому бизнесу жизнеспособна: в ЕС с 2007 по 2013 год таких активов было «упаковано» в облигации на сумму более чем €100 млрд, наряду с этим число дефолтов по кредитам, выступающих обеспечением, составило менее 0,5%.

В Российской Федерации аналогичного рынка практически нет, не смотря на то, что для его развития отсутствуют законодательные препятствия. В 2013 году приняли закон №379-ФЗ «О внесении трансформаций в отдельные законы РФ», что, кроме другого, ввел понятие специального управляющей компании и финансового общества. В 2015 году Национальная фондовая ассоциация совместно с Ассоциацией региональных банков России создали стандарты для секьюритизации кредитов среднему и малому бизнесу.

Масштабные проекты по секьюритизации сведут к нулю и без того малого маржу от сделки либо кроме того смогут стать последней каплей в истории их развития

Главные доводы в пользу выпуска облигаций с обеспечением в виде кредитов МСБ звучат так: данный инструмент разрешит банкам наращивать количества выдачи кредитов, разрешит возможность «разгрузить» капитал, и привлечь ликвидность для новых кредитов.

Но секьюритизация кредитов среднему и малому бизнесу на сегодня практически представлена первой и единственной дебютной сделкой Промсвязьбанка.

Из-за чего так происходит? Тут имеется пара обстоятельств.

  1. Тезис о необходимости и доступности секьюритизации активов МСБ для средних и малых банков на практике выясняется несостоятельным, потому, что последние пара лет основной задачей для них есть поддержание собственной денежной устойчивости. Масштабные же проекты по секьюритизации сведут к нулю и без того малого маржу от сделки за счет значительных затрат на организацию размещения либо кроме того смогут стать последней каплей в истории их развития.
  2. В случае если реализовать таковой проект примет решение большой банк, то он, владея опытом в секьюритизации иных активов, сможет структурировать сделку и практически организует размещение. Но эффект от сделки не всегда очевиден: подбор однородного портфеля — задача на сегодняшнем рынке нетривиальная. Наряду с этим значительные резервные требования в отношении младшего транша, и высокие дисконтные требования со стороны Банка России (50%), не обращая внимания на установление инвестиционных рейтингов интернациональными рейтинговыми агентствами, как при с секьюритизацией кредитного портфеля МСБ Промсвязьбанка, делают сделку еще менее действенной и для банка-оригинатора, и для инвесторов.
  3. Для страны не всегда возможно подобрать правильный критерий эффективности развития рынка секьюритизации кредитов среднему и малому бизнесу. При оказании методологической (на уровне законов) и фактической (к примеру, на уровне возможности совершения сделок РЕПО с МСП-банком по секьюритизированным облигациям сегмента МСП) помощи отсутствуют гарантии того, что потенциальные банки-оригинаторы будут вкладывать привлеченные средства в развитие сегмента МСБ.

В качестве одной из среднего бизнеса поддержки и альтернативных идей малого возможно предложить расширение полномочий создаваемой Национальной гарантийной совокупности и предоставление университетами развития (Корпорация МСП, Банк МСП, региональные фонды) обеспечений, снабжающих обязательства компаний сегмента МСБ по производимым ими облигационным займам. Это разрешит не отвлекать финансовые средства на реализацию данных сделок, значительно расширит базу инвесторов для фирм, каковые уже больше тяготеют к среднему бизнесу, снизит ставки заимствований. В следствии без шуток повысится прозрачность рынка, что станет удачным как для заемщиков, так и для кредиторов.

Финансовые Рынки. Развитие процессов секьюритизации 2

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: