Роялти

Роялти

Роялти

Термин роялти происходит от британского (и французского) термина royal — королевский, от которого и случился термин royalty — плата, взимавшаяся королевской властью в Англии за дарованное ее собственному поданному право на земельную собственность либо разработку недр. В последнем случае имела возможность выступать как арендная плата за разработку недр. Термин стал активно использоваться с 16 века, в то время, когда промышленник, взявший от короля право на разработку угольных копей, должен был каждый год отчислять в пользу короны часть прибыли — роялти (королевскую долю).

На данный момент, применительно к нематериальным активам и, например, — к интеллектуальной собственности роялти значительно чаще свидетельствует согласованную в лицензионном контракте иногда осуществляемую лицензиатом (клиентом, правополучателем) выплату лицензиару (продавцу, правообладателю) финансовых сумм в размерах, зависящих от результатов, приобретаемых при применении ИС лицензиатом.

Термин роялти используется кроме этого для:

— обозначения платы за право разработки недр;

— арендной платы;

— пошлины;

— платы за лицензию какого-либо вида;

— доли продукта либо прибыли, зарезервированной для себя обладателем какой-то собственности за предоставление права на пользование данной собственностью вторым лицом.

Неучет важности роялти возможно проиллюстрировать следующим известным примером. Дэн Бриклин в конце 70-х годов изобрел протягиватель бумаги для персональных компьютеров. Но соответствующую разработку он не запатентовал и, конечно, не получал никакие роялти от многих компаний, применявших его изобретение.

В следствии, он лишился возможно в полной мере вероятных нескольких сотен миллионов долларов.

Роялти употребляется для расчетов с лицензиаром в 80 — 90 % случаев заключения лицензионных соглашений.

Главным видом платежей во всемирной практике являются роялти — периодические отчисления, выплачиваемые в течение срока действия соглашения, необычная форма участия лицензиара в прибыли лицензиата. Вопрос о размере процента отчислений /ставке роялти/ и о том, с чего должны взиматься эти отчисления /базе роялти/ — самый сложный в мировом лицензионном праве.

Вариантов выбора базы роялти возможно пара: экономический эффект, прибыль, количество реализации в финансовом выражении либо натуральных показателях, цена перерабатываемого сырья и т.д. Возможно с уверенностью утверждать, что во всемирной практике самый обширно употребляется в качестве базы роялти количество реализации продукции в финансовом выражении, другими словами количество продаж. как именуют его в западной практике.

Причем чтобы обеспечивать лицензиару стабильность и надёжность платежей, употребляется не фактическая продажная цена продукции, а средняя удельная стоиость, действующая сейчас на данном товарном рынке. Для сырьевых товаров это биржевая котировка, для других — справочные индексы стоимостей, иногда публикуемые зарубежными конъюнктурными изданиями.

Отчего же редко в качестве базы роялти употребляется прибыль? Прибыль зависит от многих факторов. Снизить ее смогут помой-му мелочи, к примеру, такие, как неудачная рекламная кампания. Либо неверно выбранный товарный символ. Скажем, провал товарного символа ЭДСЕЛ обошелся компании Генри Форда в 250 на данный момент. долларов.

Помимо этого, на прибыль воздействуют обоснованная ценовая политика, правильно сегментированный рынок, верный выбор каналов сбыта и т.д.

Как раз исходя из этого продавец лицензии во всемирной практике надежно защищается от вероятных маркетинговых неточностей ее клиента. Вариант расчета исходя из прибыли, значительно более удачен для клиентов. Обладателю патента удачнее в качестве базы роялти брать количество сбыта продукции либо установить минимальный фиксированный платеж — конкретную сумму, отчисляемую с каждой единицы произведенной либо реализованной продукции.

Не меньшее количество факторов воздействует на ставку процент роялти. Это, в первую очередь, количество патентной охраны, уровень качества составления формулы изобретения. Всемирный опыт говорит, что громаднейшие ставки роялти достигались при продаже лицензий на изобретения, надежно защищенные целым блоком патентов до 30% ежегодных отчислений.

Наоборот, лицензия на ноу-хау машинально снижает ставку роялти, поскольку сохранить незапатентованную данные очень тяжело, в особенности, в то время, когда речь заходит не о технологическом ходе, в особенности химическом, а, к примеру, о механическом устройстве. В последнем случае беспатентная лицензия, в большинстве случаев, только дополняет патентную.

На ставку роялти воздействует вид лицензионного соглашения. Конечно, самая дорогая — полная лицензия, и необыкновенная, а самая дешёвая — несложная, и сроки — чем больше срок, тем ниже ставка роялти.

Возможность осуществлять контроль выпуск продукции по лицензии кроме этого воздействует на ставку роялти. В тех случаях, в то время, когда контроль затруднен /химическое либо фармацевтическое производство, изготовление комплектующих для сборки на стороне/ ставка машинально увеличивается. К примеру, в случае если для лицензий на оборудование и машины средняя ставка роялти образовывает 5-7% от количества продаж, то для химического

производства она образовывает до 10-12%. Ставка роялти кроме этого зависит от того, какими сериями выпускается продукция, т. е. для таких областей, как самолетостроение и т.п. ставка выше, чем в легкой промышленности. Существуют сводные таблица по средним ставкам роялти, используемым в разных отраслях индустрии.

Но, в связи с тем, что на ставку воздействует множество обстоятельств в каждом конкретном случае она может достаточно значительно отличаться от средней.

Выбор лицензионных платежей

В противоположность всемирный практике паушальный платеж в отечественных условиях возможно увеличен до 30 либо кроме того 50% от расчетной цены лицензии. Но ограничиваться лишь паушальным платежом /такая практика может на данный момент взять распространение/ не нужно. Он не отражает настоящей цене изобретения, очевидно невыгоден лицензиару при значительном расширении количества применения лицензии.

Нужно дополнить паушальный платеж роялти. На протяжении переговоров стороны должны, в первую очередь, выяснить базу роялти, а после этого ставку роялти. В условиях отечественной инфляции, непредсказуемых трансформаций в налоговом законодательстве, ставка роялти должна быть в обязательном порядке плавающей.

В условиях лицензионного соглашения нужно предусмотреть возможность трансформации ставки роялти либо ее индексацию в зависимости от темпов инфляции рубля. Несомненно кроме этого да и то, что до упрочнения рубля как платежной единицы, широкое распространение возьмут бартерные платежи и лицензионные соглашения сырьем, комплектующими и т.п.

Вот разбор некоторых обычных неточностей при заключении лицензионного соглашения. Значительно чаще видятся попытки уйти от паушального платежа. Таковой прием оказывает помощь безвозмездно взять нужную техдокументацию.

Дабы избежать данной ситуации комфортно предложить партнеру формулировку пункта соглашения: Платеж при передаче документации.

По большому счету говоря, крайне важно введение в практику внутреннего лицензирования опционных соглашений, потому, что эта юридическая форма разрешает сторонам предварительно ознакомиться с материалами изобретения до его патентования, избежать обмана изобретателя на протяжении предварительных переговоров.

С громадной осторожностью нужно относиться к передаче партнеру техдокументации. Этого не нужно делать без пилотного заключения соглашения о конфиденциальности. Сторона, взявшая документацию для ознакомления, не несет никаких правовых обязательств, если не подписан контракт о конфиденциальности.

До заключения для того чтобы соглашения возможно передана лишь реклама, не раскрывающая сущности изобретения либо ноу-хау.

Окончательная передача документации лицензиату должна быть осуществлена лишь по окончании поступления в банк на счет лицензиара единовременного платежа, что должно быть соответственно оговорено в лицензии.

Наблюдения говорят о том, что зарубежные компании предпочитают покупать у нас необыкновенные лицензии, тем самым они в течение срока действия контракта ограничивают продвижение продукции патентовладельца на рынок. Как раз в таких соглашениях часто отсутствует пункт о минимальных гарантированных платежах ежегодных. Такое происходит, в большинстве случаев, в то время, когда цель приобретения необыкновенной лицензии — заблокировать производство соперничающей продукции.

В этом случае целесообразно оговаривать минимальные ежегодные гарантированные платежи независимо от количества продаж.

Платежи роялти предпочтительны при больших количествах производства продукции по лицензии. Исходя из этого в этом случае очень нежелательно ограничиваться лишь паушальным платежом, поскольку цена лицензии может свестись к плате за получение техдокументации.

Наилучшим вариантом есть включение в контракт всех трех видов платежей: паушального, минимального фиксированного отчисления, роялти.

Ставка роялти

Роялти принято воображать ставкой Р (в зарубежной литературе в большинстве случаев употребляется буква R), выраженной в % от базы — результата (результата) у лицензиата (клиента).

В качестве базы может употребляться:

— валовой доход (действенный валовой доход, сумма продаж, количество реализации);

— чистый доход;

— дополнительная прибыль (появляющаяся у предприятия, приобретшего и применяющего ОИС);

— цена единицы (партии) продукции;

— себестоимость;

— единичная мощность цеха (производства);

— цена главного переработанного сырья и др.

Значительно чаще таковой базой берется цена единицы продукции либо сумма продаж (действенный валовой доход — ЭВД). Опыт говорит о том, что при аналогичной базе между участниками лицензионной сделки отмечается мельчайшее число распрей по вопросам выплаты лицензионного вознаграждения. Дело в том, что данные, нужные для исчисления размеров выплат по роялти, в этом случае легко возможно отыскать в бухгалтерских документах лицензиата.

В таблице 1 указаны стандартные (примерные) ставки роялти, применяемые специальными большими внешнеторговыми организациями применительно к таковой базе на базе анализа всемирный практики заключения лицензионных сделок в разных отраслях индустрии. Эта таблица разрешает предварительно определять примерную ставку роялти для каждого конкретного объекта.

Таблица 1. Расширенный список стандартных ставок роялти — в % от цены единицы продукции либо от суммы продаж (количества реализации)

Источник: center-yf.ru

Минимизация налога на прибыль с помощью роялти

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Что такое роялти

    Ведение бизнеса в наше время сопряжено со многими инвестициями и рисками. Но существует метод понижения риска, сокращения вложений и времени на так…

  • Что такое роялти фри

    Из-за чего употребляется музыка Royalty Free? Музыка везде. Трудитесь ли вы с сайтом, подкастом либо кроме того с презентацией PowerPoint- всё думается…

  • Что такое роялти в украине

    Роялти: путь реформ № 12 «ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ. УКРАИНА» 3 апреля — 10 апреля За последние годы лишь ленивый не лягнул роялти в Украине, разглядывая данный…

  • Что значит франшиза и что такое роялти

    Самые первые шаги на пути становления нового бизнес-проекта не бывают легкими, но успешное позиционирование на рынке услуг и товаров снабжает его…

  • Правила и нюансы выдачи справки о доходах ип

    Многим невдомек,что личный предприниматель. что может выдать справку о доходах собственному работнику, себе такую справку просто так не выпишет. Однако,…

  • Что такое ввп и как его измеряют?

    Для тех, кто смотрит за экономическими новостями сокращение знакомая, и вопрос, что такое ВВП перед такими людьми не следует. Для тех, кто не знает её…