Стоимость лизинга, или как дешевое доводит до дорогого

Стоимость лизинга, или как дешевое доводит до дорогого

Лизинг в Российской Федерации дороже кредита, а облигации лизингодателей торгуются дешевле банковских.

По состоянию на май 2017 года на рынке лизинговых облигаций представлено около десятка эмитентов. Номинальный количество их выпусков, находящихся в обращении, достигает 520 млрд рублей. Капитализация лизингового облигационного рынка всего лишь в два раза меньше количества долгового рынка финсектора (1,1 трлн рублей).

Для частных лизинговых компаний часть не превышает 30%

Наибольшими эмитентами выступают лизинговые компании, которые связаны с страной: ГТЛК, «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг», «Трансфин-М». Финансирование на рынке облигаций есть для них крайне важным, потому, что часть облигаций в пассивах образовывает в среднем около 50% (табл. 1). Для частных лизинговых компаний эта часть не превышает 30%. Разъясняется это тем, что чем меньше масштабы бизнеса, тем больше компании надеются на банковские кредиты.

Количество рынка лизинговых облигаций имел возможность бы быть еще больше, но дочерние компании банков всецело фондируются за счет материнских структур и политика их групп не предполагает независимости в выборе источников финансирования.

Таблица 1. Лизинговые компании-эмитенты на рынке облигаций (май 2017 года)

** За девять месяцев 2016 года.* Эти по эмитенту «ВТБ Лизинг Финанс», в связи с тем, что на дату публикации отчетность материнской структуры «ВТБ Лизинг» доступна лишь за 2015 год.

Источник: эти отчетности эмитентов.

 

Ранее на рынке находились и другие эмитенты лизингового сектора: «Финансбизнесгрупп», «НОМОС-лизинг», Ханты-Мансийская лизинговая компания «Открытие», «Бизнес альянс», Объединенная лизинговая компания «Центр-капитал», «Пром тех лизинг», «Стратегия-лизинг», «Мособлхлеб-лизинг» и др. Но из-за объёмов и небольшого размера эмитентов их выпусков, слабого спроса и низкой ликвидности на бумаги «второго» эшелона эмитенты не могли занимать на рынке по приемлемым ставкам, поскольку облигационные займы предназначены прежде всего для больших и средних эмитентов.

Агентство Fitch Ratings в апрельском отчете Peer Review: Russian Private Leasing Companies оценивает операционную среду лизингового сектора на уровне BB–, другими словами на две ступени ниже российского финсектора. Обстоятельствами относительно низкого уровня агентство именует значительно более не сильный режим регулирования, низкую прозрачность отчетности по местным стандартам учета и ограниченные источники финансирования. Это отражается на стоимости привлечения заемных ресурсов и, как следствие, стоимости лизинга для клиента из нефинансового сектора.

У лизинговых госкомпаний премия по рублевым облигациям по отношению к государственным банкам варьируется от 50 до 160 базовых пунктов

Наряду с этим долги госкомпаний рынок квалифицирует как более рискованные если сравнивать с обязательствами Министерства финансов. Премия за кредитный риск достигает примерно 2%. В частности, рублевый G-спред (разность между доходностью облигаций компаний и облигаций Минфина) по бумагам со сроком погашения до года образовывает 150–210 базовых пунктов, а более чем года — 200–230 базовых пунктов.

Влияние на доходность наибольших эмитентов оказали дефолт «Трансаэро», некоторых больших лизингодателей и конъюнктура ЖД рынка. Как следствие, лизинговые компании оцениваются инвесторами как менее устойчивые, чем эмитенты подобного кредитного качества.

У лизинговых госкомпаний премия по рублевым облигациям по отношению к государственным банкам варьируется от 50 до 160 базовых пунктов, у частных лизинговых компаний по отношению к частным банкам с тем же размером и рейтингом активов — от 140 до 240 базовых пунктов, в зависимости от срочности облигаций. В том же отчете агентства Fitch Ratings возможно отыскать объяснение риск-премии за лизинговый профиль: «дополнительные риски появляются из-за отсутствия надзора и эффективного регулирования… нет ни лицензирования, ни пруденциального регулирования, тогда как непруденциальное регулирование (со стороны отраслевого национального органа) и требования к раскрытию информации являются не сильный».

Обстоятельство дефолта исторического рекордсмена «Финанс-лизинга» заключалась в не сильный корпоративном управлении

Дополнительная премия за лизинговый профиль деятельности появилась в следствии последовательности дефолтов лизинговых компаний (табл. 2). Анализ эмитентов, допустивших дефолты по облигациям в 2008–2016 годах, продемонстрировал, что из-за неточностей риск-менеджмента все они столкнулись с недостатком ликвидности для исполнения обязательств перед кредиторами и инвесторами.

Узнаваемый эпизод с Лизинговой компанией «Уралсиб», входящей в одноименную группу, был особенно примечателен, потому, что ранее считалось, что участие большого банка в капитале лизинговой компании есть гарантией ее кредитного качества. Неисполнение обязательств «Уралсибом» явилось следствием повышенной концентрации на крупном клиенте и транспортном сегменте. Обстоятельство дефолта исторического рекордсмена «Финанс-лизинга» заключалась в не сильный корпоративном управлении.

В большинстве прецедентов неприятности были обусловлены корпоративным управлением (стратегические просчеты, отсутствие должного контроля со стороны хозяина, операции с аффилированными лицами), и неумелым денежным и риск-менеджментом (большой денежный рычаг, разграничение и лимиты ответственности, недоформирование резервов под обесценение и т. д.).

Таблица 2. Дефолты эмитентов среди лизинговых компаний, 2008–2017 год

Источник: эти ООО «Cbonds.ru».* Еврооблигации на $150 млн.  

его проблем стоимости и Решение финансирования для лизинговых компаний станет ключом к экономическому росту, поскольку лизинг это долговременные инвестиции в обновление главных средств, являющиеся альтернативой банковским кредитам. Реформа рынка лизинга, подготовленная правительством РФ и Банком России совместно с лизинговым сообществом, обязана урегулировать вопросы доверия инвесторов и стоимости финансирования.

С одной стороны, инвесторы и кредиторы должны взять надёжности компаний и гарантии добросовестности. Для этого вводится их регистрация, предъявляются требования к раскрытию информации и минимальному капиталу, запрашивается отчетность, гармонизированная с МСФО. Иначе, кредитное уровень качества активов должно улучшиться, а эффективность денежного менеджмента — возрасти.

Для этого будут введены стандарты авторегулирования, и внесены трансформации в Гражданский кодекс РФ, защищающие имущественные права лизингодателей.

На рынке представлены единичные примеры клубного выпуска облигаций, обеспеченных лизинговыми активами

В кратковременном периоде у лизинговых компаний появятся издержки переходного периода, но в долговременной возможности затраты на фондирование и взыскание имущества снизятся. Затем возможно будет рассчитывать на понижение цены лизинга для клиентов и повышение его срочности. В громаднейшей степени от трансформаций победят те, кто зависит от рыночного финансирования: производит рублевые облигации либо собирается привлекать ресурсы с внешнего рынка.

Реформа обязана дать дополнительный импульс формированию рынка облигаций. Речь заходит не только об инструментах plain vanilla, но и о развитии гибридных и субординированных инструментов. На данный момент практика секьюритизации лизингового портфеля отсутствует.

На рынке представлены единичные примеры клубного выпуска облигаций, обеспеченных лизинговыми активами. формирование и Стандартизация рынка секьюритизации разрешат действеннее руководить рисками лизинговой деятельности и диверсифицировать пассивы. Обнуление риск-премии за лизинговый профиль, повышение доли публичных заимствований в обязательствах лизингодателей, и понижение зависимости от банковских кредитов станут тому лучшим подтверждением.

Автомобиль в кредит!

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: