Точка зрения. ползучая национализация банков

Точка зрения. ползучая национализация банков

Правительство должно спланировать собственные совещания в осеннюю пору так, дабы обсудить вопросы развития финансовой системы и финансовых рынков — такое поручение дал глава правительства Михаил Фрадков. Позволяйте заниматься инструментами рыночной экономики, — заявил глава кабмина. Что касается финансовой системы, то ее рыночность находится под громадным вопросом. // Сергей Моисеев. Центр экономических изучений ММИЭИФП. Финмаркет-Бизнес, 16.11.2004

Российская Федерация есть уникальной большой страной, где в банковской совокупности господствуют государственные банки, и конкретных замыслов по трансформации обстановки не существует. Государственные банки постоянно занимали видное место в экономиках развивающихся государств. В конце 1980-х гг. часть госбанков в пассивах и банковских активах составляла более 50%.

Но к началу нового века часть госбанков в активах финансовой системы государств Центральной и Восточной Европы сократилась до 20%, а в Латинской Америке — до 15%. В Российской Федерации на сектор госбанков, по нашим расчетам, приходится более трети активов всей финансовой системы.

У нас государство в той либо другой форме участвует в капитале более 50% банков. Но по-настоящему полноценными государственными банками можно считать лишь шесть кредитных учреждений. Двое из них являются универсальными (Сбербанк РФ и ВТБ), двое — специальными (Росэксимбанк и Россельхозбанк) и двое — банками развития (Российский Всероссийский Банк и банк развития Развития Регионов).

Из них настоящее влияние на макроэкономику оказывают лишь два — Сбербанк и ВТБ.

Сбербанк занимает первые места на всех сегментах денежного рынка. Не смотря на то, что его рыночная часть неспешно уменьшается, он доминирует в собственном секторе. Традиционно базу пассивов Сберегательного банка составляют вклады населения. С 2000 г. по 2004 г. его часть на рынке сбережений населения неспешно снизилась с 83% до 61%. Сбербанк кроме этого занимает одно из лидирующих мест на рынке размещения средств.

За четыре последние года часть Сберегательного банка на рынке кредитов частному сектору сократилась с 35% до 24%.

Первый государственный банк, так же как и другие банки, испытал на себе влияние паники, но в отличие от частных банков, из которых деньги изымались, в Сбербанке случилось легко замедление роста депозитной базы. В целом за период кризиса доверия в мае-июле вклады населения в Сбербанке увеличились на 4,1% либо на 43,44 млрд. рублей. В первую очередь 2004 г. позиции Сберегательного банка на рынке сбережений неуклонно ухудшались.

На 1 июня его часть на рынке вкладов населения достигла минимума — 61,3%. Но паника вкладчиков стала причиной сокращению количества привлеченных финсектором ресурсов, в следствии чего часть Сберегательного банка на рынке вкладов подросла до 62,5%.

Не обращая внимания на то, что ВТБ — второй по размеру банк в Российской Федерации, его показатели заметно уступают Сбербанку. На ВТБ приходится около 5% собственного капитала 6% и активов финсектора. Государственный банк сумел накапливать 2% депозитов частных лиц и практически 4% средств небанковского сектора.

Во время кризиса доверия ВТБ деятельно проводил политику расширения собственного бизнеса. Экспансия наблюдалась в нескольких направлениях: розничный бизнес; кредитование малого и потребительское кредитование бизнеса; внешние займы; корпоративные клиенты; поглощения в банковском секторе. На отечественный взор, самое заметное продвижение ВТБ случилось в области создания и частных вкладов банковского альянса.

На протяжении паники средства вкладчиков в ВТБ за три месяца увеличились на беспрецедентную величину — около 20%. По нашим расчетам, ВТБ был главным призером банковской паники. Созданный банковский альянс ВТБ-Гута-ПСБ будет иметь сильные позиции на национальном рынке.

На него приходится около 7% активов депозитов частных и 3% банковского сектора лиц.

Ползучая передача в госимущество финсектора, происходящая у нас, имеет один увлекательный эффект для регулятора. ЦБ может позволить себе применять денежную репрессию — нерыночные способы регулирования финсектора. Отдельные элементы администрирования денежными ресурсами возможно было замечать во время нестабильности: целевой кредит ВТБ и восстановление рынка МБК через Сбербанк (часть МБК, выданных резидентам, возросла у Сберегательного банка с 10% до 30%).

Неосуществленной осталась мысль главы центробанка Сергея Игнатьева о введении потолка ставок. В недалеком будущем, в случае если ЦБ потребуется скорректировать финансовое предложение либо перераспределить денежные ресурсы в экономике, ему хватит дать указания государственным банкам. Одним словом, ползущая монополизация и национализация рынка государственными банками разрешат финансовым влияниям де-факто возвратиться к планово-директивной совокупности регулирования.

Необходимы ли государственные банки в рыночной экономике? Доводы за государственные банки заключаются в том, что в определенных условиях частные банки не имеют уровня развития, нужного для содействия экономическому росту. В таких государствах правительство стимулирует развитие через создание собственной совокупности банковских учреждений.

Мысль госбанковской совокупности была обширно распространена во всем мире в 1960-х гг. Преимуществом госбанков над частными банками оправдывали передачу в госимущество банков в Африке, Азии и Латинской Америке. Вторая точка зрения на государственные банки появилась в конце 1970-х гг. как реакция на недочёты централизованной совокупности распределения денег.

Собственность государства на совокупность денежного распределения политизирует банки для получения голосов на выборах либо взимания взяток, смягчает естественные бюджетные ограничения и понижает экономическую эффективность распределения. Отсутствие компетенции, бюрократия и коррупция — вот следствия денежного госраспределения.

Примеры госбанковских пороков возможно отыскать во всех частях света. В Бразилии начала 1990-х на данный момент. финсектор в значительной мере был представлен государственными банками, испытывавшими хронические трудности. Обстоятельством неприятностей являлось их подчинение губернаторам штатов, бравших заведомо невозвратные кредиты. В Венесуэле банковский кризис 1994-95 гг. был вызван неисправимыми кредитами, выданными дочерним фирмам, родственникам и друзьям начальников госбанков.

В Нигерии государственные банки до сих пор существуют для обслуживания собственных обладателей — отставных генералов, господрядчиков и политиков, подготавливающихся к затратным избирательным компаниям. не сильный прозрачность отечественных госбанков не разрешает нам узнать, что в них происходит. Конкретно возможно лишь заявить, что их применяют не для мелочных коррупционных или других неприглядных целей.

Их основная задача — денежное госраспределение, которое, как показывает мировая практика, со временем вырождается в политизированную совокупность поддержания популистских ответов правительства.

Преимущества, полученные государственными банками в летний период нестабильности, только подчеркивают острую необходимость проведения реформы сектора госбанков. Прежде всего реформа обязана расширить борьбу в банковской совокупности и ее эффективность. Конечным результатом реформы будет сокращение рыночной доли госбанков и перераспределение денег в пользу частного финсектора.

Полумонопольное положение Сберегательного банка возможно ликвидировано несколькими методами. Самый простой из них — нормирование его балансовых показателей. Второй радикальный вариант — это выделение из него региональных сберегательных банков и их предстоящая приватизация.

У правительства существуют замыслы по приватизации Сберегательного банка, но они достаточно туманны. Министерство финансов предполагает подойти к вопросу о госучастии в Сбербанке по окончании 2007 г.

ВТБ как универсальный банк, делающий коммерческие функции, кроме этого подлежит приватизации. Правительство уже одобрило продажу его 20% акций ЕБРР. До 2007 г. планируется приватизировать миноритарные пакеты ВТБ, а после этого возможно приватизирован контрольный пакет. Приоритетное право приобретения его акций, на отечественный взор, нужно дать наибольшим корпоративным клиентам банка.

Это разрешит сохранить клиентуру, стабильность и бизнес ВТБ.

До приватизации ВТБ, на отечественный взор, нужно вернуть личный статус национализированного Гута-банка. По окончании полного денежного оздоровления банка его направляться передать в частные руки. Быть может, с позиций доходов бюджета Гута-банк направляться присоединить к ВТБ и реализовывать более большой банк.

Но направляться не забывать, что целью реформы сектора госбанков должно быть повышение межбанковской борьбе, а не максимизация доходов страны.

По окончании реформы сектор госбанков, на отечественный взор, обязан трудиться с соблюдением следующих условий. Во-первых, неприятность отдаленных регионов с недостатком банковских одолжений возможно решена за счет реализации двух проектов — развитие кредитных небанковских объединений, и предоставленная общероссийской почтовой совокупностью несложных банковских одолжений. Во-вторых, сохранить и усилить государственные банки, ориентированные на сельское хозяйство, средний бизнес и малый вне больших городов.

Местные власти лучше разбираются в специфике региональных программ и нужд кредитования. С целью этого представляется нужным передать местным влияниям акции Россельхозбанка и ВБРР. В третьих, направляться отойти от политической установки, что в не сильный государствах государственные банки являются чуть ли не единственными учреждениями, каковые смогут полноценно делать задачи, возложенные на финсектор.

В свете удвоения ВВП отечественная экономика испытывает недостаток в действенном банковском секторе, что смогут и должны образовывать частные банки. Проблему устойчивости финсектора направляться решить за счет финансово-банковского надзора и кредитного регулирования, а не за счет доминирования госбанков.

«Банки – это всё, проехали, банков не будет через пять лет»

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: