Выходим в кэш

Выходим в кэш

Cash Management показался в Соединенных Штатах в начале 70-х годов прошлого века и сразу же стал инструментом, благодаря которому банки смогли повысить доходность оборотного капитала системных фирм, сократив пробег платежных документов и ускорив оборачиваемость денег. В Россию эта банковская услуга пришла только три десятилетия спустя.

Не совсем по подобию и образу

В соответствии с определению словаря экономических и денежных терминов, Cash Management — это совокупность банковско-бухгалтерских одолжений, оказываемых отдельными банками (либо их объединениями) корпоративной клиентуре по управлению ее наличностью с целью оптимизации внутренних денежных осуществления и потоков фирменного планирования на предмет успехи максимизации дохода.

Как подчеркивает глава департамента развития корпоративного бизнеса банка Петрокоммерц Дмитрий Федотов, под наличностью понимается вся совокупность денежных средств предприятия либо холдинга — как в наличной, так и в безналичной форме. Такое познание Cash Management, согласно точки зрения специалиста, более характерно для зарубежной практики, начавшей складываться с формированием транснациональных корпораций в рамках обслуживания потоков платежных документов, поступающих в адрес корпоративной клиентуры банков, а после этого неспешно трансформировавшейся в комплексную совокупность со большим продуктовым наполнением и современными технологическими ответами.

В Российской Федерации же, по словам главы департамента развития продуктов корпоративного бизнеса Промсвязьбанка Германа Харченко, пока нет кроме того общепринятой классификации совокупности Cash Management. В случае если сказать об определении этого понятия, то нет единого мнения не только о содержании отдельных продуктов, но и составе продуктовой линейки в целом, — подчеркивает он. — Многие банки вкладывают в чем-то собственный представление в любой из этих продуктов.

В любом случае, уверен Дмитрий Федотов, и зарубежные, и российский банки разглядывают совокупность Cash Management как комплект нужных опций, могущих предоставляться в качестве независимых одолжений либо в комплексе — в зависимости от потребности каждого конкретного клиента. Но комплект элементов, из которых состоит продуктовая линейка совокупности Cash Management, для отечественных и зарубежных банков не однообразен из-за отличия в методологии, практики и технологии внедрения.

Так, базу современного Cash Management отечественных банков сейчас составляют услуги по контролю за финансовыми потоками холдинга (информирование о перемещении средств, контроль за расходованием средств подразделениями компании, а также с возможностью автоматического и ручного акцепта, контроль выполнения бюджета) и материальный пулинг (Cash Pooling), тогда как зарубежные банки под Cash Management знают все услуги по управлению финансовыми средствами корпоративного клиента, включая РКО, инкассацию, эквайринг и др., а не только услуги для казначейств больших корпораций.

К разработкам, используемым зарубежными банками в рамках совокупности, кроме этого относятся виртуальный пулинг (Notional Pooling) и зонтичный овердрафт (Umbrella Facility), к внедрению которых в силу технологической сложности и изюминок русского законодательства наибольшие отечественный банки лишь приступают. Самый умелые из них выполняют систематизацию уже внедренных элементов Cash Management в направлении комплексности возможности и продуктового ряда его настройки под личные потребности конкретных клиентов.

Отечественное законодательство во многом не соответствует передовым тенденциям мирового рынка и не так своевременно реагирует на трансформации потребностей рынка российского, — признает вице-президент, глава департамента маркетинга и банковских продуктов Нордеа банка Владислав Боднарчук. — Это мешает корпорациям гибко выстраивать бизнес и свою структуру-процессы. Но по мере того как преимущества Cash Management становятся все более очевидными, зарубежные практики будут обнаружить все больше применения.

Сначала было…

Осуществлять внедрение и разработку отдельных элементов нового продукта в Российской Федерации стали В первую очередь 2000-х годов. К этому времени в экономике случились значительные перемены, возросли потребности русских фирм, начавших проявлять интерес к технологичным расчетным продуктам. Одним из первых коммерческих банков, начавших построение совокупности управления денежными потоками для собственных клиентов, прежде всего для фирм группы ЛУКОЙЛ, в 2001 г. стал Петрокоммерц.

Чуть позднее к процессу подключились и госбанки. Наряду с этим дочки западных кредитных организаций в Российской Федерации в то время по большей части трудились в денежном секторе и обслуживали корпоративные интересы зарубежных компаний, исходя из этого с их стороны продвижения элементов и активного предложения совокупности Cash Management не осуществлялось.

Сейчас, по словам Дмитрия Федотова, вопросами внедрения Cash Management в стране занимается порядка 20 кредитных организаций, включая государственные банки и дочерние зарубежные банки. В той либо другой степени пользователями продукта являются более 200 наибольших фирм России с совокупным годовым количеством выручки порядка $50-60 млрд.

Оценивая количество рынка Cash Management, возможно заявить, что он равен количеству наличного и безналичного оборота клиентов (физических и юрлиц), — додаёт Герман Харченко. — Учитывая инерционность и капиталоемкость процесса перехода русских банков на новые технологические платформы, сказать о широкой распространенности этих продуктов до тех пор пока преждевременно.

Согласен с ним и Владислав Боднарчук: Совсем массовым Cash Management в Российской Федерации не станет, потому, что на данный момент большая часть продуктов данной линейки ориентировано на личные потребности большого бизнеса, но кое-какие продукты в полной мере смогут стать массовыми в ближайщее время.

Как поясняет Дмитрий Федотов, по преимуществу корпоративные клиенты до сих пор не готовы к масштабному внедрению данной услуги из-за необходимости проведения внутренних выстраивания и преобразований бюджетного процесса и только изучают имеющиеся на рынке предложения, примеряя их к своим бизнес-процессам, а большая часть банков сейчас лишь декларирует возможность предоставления данного продукта, не смотря на то, что технологически имеет возможность реализовывать только отдельные элементы комплекса.

Сейчас главными потребителями продуктов группы Cash Management являются большие вертикально интегрированные холдинги, которым удалось консолидировать собственные финансовые потоки в опорных банках. Помимо этого, отдельные продукты и элементы совокупности Cash Management применяют государственные корпорации и частные в рамках реализации отдельных проектов.

Выжать по максимуму

Использование совокупности Cash Management разрешает компаниям приобретать прямой экономический эффект методом сокращения затрат на передачи и банковское обслуживание части казначейских функций в банк.

В современной концепции существования большого холдинга крайне важным моментом есть соблюдение денежной дисциплины в целях того, дабы так называемый неработающий капитал не скапливался на квитанциях группы компаний, — поясняет Герман Харченко. — Результатом применения продуктовой линейки Cash Management есть ускорение оборачиваемости капитала за счет консолидации средств в головном офисе корпорации и самоё эффективного управления ликвидной позицией.

Вдобавок к этому передача казначейских функций кредитному учреждению разрешает корпорации значительно сократить затраты на персонал денежных подразделений и развитие собственных IT-платформ.

Унифицированный документооборот, системность, достоверность и оперативность получения информации по заданным форматам, и полная прозрачность и автоматизация бизнес-процессов — вот далеко не полный комплект преимуществ банковских совокупностей Cash Management, о которых говорит Дмитрий Федотов. Такая совокупность, согласно точки зрения специалиста, разрешает централизованному казначейству с оптимизированной по численности структурой на базе точной и своевременной информации о перемещении всех денежных средств группы компаний, и с применением преимуществ управления консолидированным пулом денежных средств всей группы готовить базис для принятия управлением взвешенных управленческих ответов о перераспределении средств в группы, определении оптимальных количеств привлечения внешних заимствований и установлении единых ценовых параметров обслуживания в кредитных учреждениях. Помимо этого, казначейство, руководя консолидированным пулом средств, обретает возможность получения дополнительных доходов от размещения свободных остатков в банковские и иные рыночные инструменты на более привлекательных условиях.

Большой эффективности возможно добиться за счет выстраивания четких принципов работы каждого элемента Cash Management, синхронизации банковских внутренних процессов и процедур корпорации, — говорит Владислав Боднарчук. — Это достигается, в случае если корпорация объединяет собственные финансовые потоки в один банк, что и решает задачи. В этом случае существенно улучшается управляемость финансовыми потоками, извлекается большая польза из ответов совокупности за счет их самоё оптимального применения на базе полной картины операций по квитанциям корпорации и появляется возможность воспользоваться дополнительными опциями, предлагаемыми банком.

В сухом остатке

Затратная часть предприятия при внедрении финансовой системы Cash Management связана по большей части с интеграцией собственной бухгалтерской совокупности либо совокупности ERP в электронную совокупность банка. Так, как уверяет Дмитрий Федотов, без особенных технологических затрат и за довольно маленькое комиссионное вознаграждение по текущему обслуживанию комплекса предприятие приобретает значительную экономию, начиная от оптимизации штатной численности до сокращения затрат на привлечение заемных ресурсов.

В целом, по оценкам специалистов, внедрение финансовой системы Cash Management разрешает минимизировать количество заемных средств, завлекаемых на покрытие кассовых разрывов, до 30% от начальной потребности. Кроме этого это активизирует цикл оборачиваемости денежных средств группы в течение месяца на 2-3 дня, снижает цена привлечения заемных средств за счет централизации работы с инвесторами до 10-15% и увеличивает доходность по размещаемым финансовым средствам на 15-20%.

Дмитрий Федотов, глава департамента развития корпоративного бизнеса банка Петрокоммерц:
В комплекс Cash Management, предлагаемый отечественным банком корпоративным клиентам, входит последовательность одолжений, каковые смогут употребляться как пакетно, так и самостоятельно. Это и информационно-аналитическое обеспечение (инфопулинг), разрешающее клиенту осуществлять контроль и разбирать обороты и остатки денежных средств, проходящих по квитанциям фирм клиента, и поступления и списания денежных средств в разрезе расходных и прибыльных статей централизованного бюджета.

Это и бюджетный контроль с возможностью расширения перечня контролируемых параметров, благодаря которому возможно в режиме онлайн осуществлять контроль платежей, проводимых фирмами клиента, на соответствие установленным параметрам (ограничениям/лимитам). Это и управление единой платежной позицией группы фирм клиента (кэш-пулинг), разрешающее накапливать финансовые средства группы на едином счете и перераспределять их между фирмами группы в пределах установленных платежных лимитов чтобы повысить эффективность и ускорения расчетов, а также в целях понижения затрат на внешние заимствования. В один момент у клиента появляется возможность получения дополнительного дохода от размещения пула денежных средств в более прибыльные инструменты банковского и денежного рынка, каковые наряду с этим не ограничивают оперативности управления ими.

Владислав Боднарчук, вице-президент, глава департамента маркетинга и банковских продуктов Нордеа банка:
Несколько Nordea есть одним из фаворитов Cash Management в Европе, и в Российской Федерации мы кроме этого предоставляем клиентам весь спектр одолжений в данной области. Предлагаемые ответы разрешают сделать управление финансами группы компаний более прозрачным, своевременным, и основное — более действенным. Условно, отечественные услуги Cash Management в Российской Федерации возможно поделить на две группы. Первая — услуги для увеличения уровня контроля за всеми денежными потоками как раздельно забранной компании, так и группы компаний.

Ко мне относится последовательность инновационных ответов с применением разных настроек совокупностей банк-клиент, SWIFT и других. Вторая несколько одолжений позволяет корпоративным клиентам банка более действенно руководить ликвидностью. В зависимости от потребности конкретной группы компаний смогут быть пользуются спросом услуги как физического, так и номинального пулинга.

Главное преимущество данной группы одолжений в том, что клиент с их помощью повышает эффективность применения собственных средств, снижая потребность в дополнительных заимствованиях, а также, наоборот, зарабатывает на этом. Для международных холдингов мы предлагаем дополнительный комплект ответов по управлению денежными потоками не только в Российской Федерации, но и за границей.

ЯрмаК — Мои правила(ft. Laud)

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: