Заемщик мфо: молод, холост, без кредитной истории

Заемщик мфо: молод, холост, без кредитной истории

МФО стали активнее выдавать займы клиентам без кредитной истории, по данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ). За последний год часть таких клиентов среди всех граждан, в первый раз взявших микрозаем, выросла на 6,4 процента и уже образовывает более 30%.

Согласно данным ОКБ, в сентябре 2016 года часть заемщиков без кредитной истории среди тех, кто в первый раз взял микрозаем в МФО, составила 34,1%. За прошедший год данный показатель возрос на 6,4 процента, В первую очередь 2016 года он вырос на 5,6 процента. Так, МФО стали более деятельно кредитовать достаточно рисковый сегмент клиентов — заемщиков без кредитной истории.

Риск МФО в этом случае пребывает в том, что без кредитной истории компания не имеет возможности полностью проанализировать риск-профиль клиента и оценить его платежную дисциплину. Соответственно, и спрогнозировать, будет ли заемщик бережно вносить платежи по микрозайму, или окажется злостным неплательщиком, компаниям делается сложнее.

Значительно чаще клиенты без кредитной истории — это юные люди

В ряде МФО подтверждают рост доли заемщиков без кредитной истории. По словам генерального директора сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергея Седова, «такая тенденция стала особенно заметна В первую очередь 2016 года». «Сейчас часть таких заемщиков в компании образовывает порядка 14%»,—подсчитал он. Говорят об повышении количества клиентов без кредитной истории и в МФО «Быстроденьги».

По словам директора по рискам ГК «Быстроденьги» Сергея Весовщука, «часть клиентов без кредитной истории у нас неспешно растет за счет развития онлайн-направления, но мы не видим в этом особенных неприятностей, поскольку на данный момент уже большое количество других инструментов для оценки риска по клиенту».

Значительно чаще клиенты без кредитной истории — это юные (до 30 лет) люди. «По отечественным данным, среднестатистический заемщик без кредитной истории, что обращается к нам в первый раз — это мужчина в возрасте 21–22 лет, обучается на последнем курсе университета, уже трудится на начальных должностях, холост, без детей»,— показывает генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. «В основном это юные люди в возрасте до 30 лет с маленьким стажем работы»,— соглашается Сергей Седов. Наряду с этим, он утвержает, что в большинстве случаев, это технологичная молодежь, прекрасно ориентирующаяся в современных одолжениях, исходя из этого обычно сходу нацеленная на заем в МФО.

В ОКБ уверены в том, что рост доли клиентов МФО без кредитной истории связан с несколькими обстоятельствами. «Во-первых, бизнес-модели МФО, в особенности действующих в сегменте займов „до зарплаты”, значительно отличаются от банковских моделей»,— показывает начальник отдела аналитики ОКБ Владимир Ляндрес. Он утвержает, что большая часть заемщиков МФО приобретает отказы при обращениях за кредитом в банках, и сейчас из-за ужесточения банками рисковых политик и неспециализированного понижения уровня одобрения таких заемщиков делается все больше.

Часть клиентов до 30 лет сократилась в банках на 5–6%

Помимо этого, сейчас показалась кроме этого категория людей, каковые обращаются в МФО, кроме того не пробуя взять одобрение в банке. Это происходит, к примеру, из-за заведомого несоответствия требованиям (отсутствие подтвержденного дохода либо официального трудоустройства, либо возраст до 25 лет), поясняет Владимир Ляндрес. За счет этого в МФО неизбежно растет часть выдач в сегменте заемщиков, с которыми не желают трудиться банки.

Наряду с этим участники рынка МФО говорят о перетке в МФО молодых заемщиков, каковые не смогут взять кредит из-за ужесточения требований к клиентам банков с конца 2014 года. «Часть клиентов до 30 лет сократилась в банках на 5–6%. Многие юные люди просто не смогут получить кредит в банке и, так, организовать собственную кредитную историю. Конечно, они обращаются за займами в том направлении, где более лояльное отношение к анализу заявок, другими словами в МФО»,— поясняет Сергей Седов.

Наряду с этим количество клиентов МФО, минующих банки, по оценкам Сергея Седова, возросло на 17%.

Вторая обстоятельство — это развитие разработок оценки заемщика. «Развитие обработки технологий и новых сбора громадных данных из разных источников ведет к тому, что кредитная история, не обращая внимания на собственную важность, перестает быть главным атрибутом для принятия ответов. МФО стремительнее банков обучаются использовать новые разработки и приобретать эти из других источников, таких как операторы сотовой связи, платежные сервисы, соцсети»,— вычисляет Владимир Ляндрес. Он утвержает, что сектор МФО бурно растет и в целом более гибко подходит к новым информационным ответам, как раз исходя из этого динамика выдач без кредитной истории в том месте особенно заметна на данный момент.

Сами участники рынка МФО не опасаются кредитовать клиентов без кредитной истории

Но, рост доли заемщиков без кредитной истории неизбежно влечет за собой повышенные риски. Согласно данным Банка России, часть просрочки в портфеле микрозаймов (не считая сегмента займов «до займов» и зарплаты, выданных аффилированными с банками МФО) по результатам последнего полугодия 2016 года превысила 50%.

Но, сами участники рынка МФО не опасаются кредитовать клиентов без кредитной истории. «Так как каждая компания осознанно подходит к принятию ответа о выдаче займов людям без кредитной истории, то влияние на портфель зависит только от риск-аппетита компании. В случае если компания увеличивает норму пропуска по таким клиентам, то при сохранении имеющихся подходов к оценке риск портфеля растет. В случае если норма пропуска остается неизменной, то просто увеличивается число отказов»,— резюмирует директор по рискам МФО «МигКредит» Артем Быков.

Без кредитной истории банки клиенту не верят

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: