О темах 16-й конференции «Финансовая система 2014: сотрудничество мегарегулятора и участников денежного рынка» в интервью Bankir.Ru поведал помощник главы комитета Государственной думы по денежному рынку, президент АРБР Анатолий Аксаков.
– Анатолий Геннадьевич, мы видимся в канун 16-й общероссийской банковской конференции, организованной ассоциацией «Российская Федерация». Какие конкретно главные вопросы планируется обсудить?
– Главная тема – сотрудничество с мегарегулятором. Данный университет был создан в Российской Федерации недавно, работа над его кадровым и содержательным наполнением еще длится. Потому, что эта большая реструкуризация, то, конечно, появляются кое-какие неопределенности, каковые нужно снимать.
Мегарегулятор – все-таки новый университет и требует понимания со стороны участников денежного рынка – как и с кем взаимодействовать, какой будет стратегическая линия работы мегарегулятора по отношению к рынку. На конференции выступят представители Банка России, поведают о том, что и как они будут делать.
Я надеюсь, что благодаря данной встрече многие неопределенности снимутся.
– Какие конкретно неопределенности необходимо решить прежде всего?
– В первую очередь, они касаются работы подразделений мегарегулятора, каковые несут ответственность за фондовый, микрофинансовый и страховой рынок. У нас так исторически сложилось, что банки являются главной частью денежного рынка, но не следует забывать о том, что на нем имеется и другие участники.
Кроме этого нужно определиться со стратегической линией развития денежного рынка в целом. Мы данный вопрос поставили еще на встрече начальников ЦБ и кредитных организаций в Бору. Мегарегулятор последнее время готовит большое количество проектов документов, каковые, на отечественный взор, требуют разъяснений, дискуссий, обратной реакции участников рынка, дабы в итоге возможно было бы отыскать самые оптимальные дороги дальнейшего развития и решения проблем денежного рынка.
У нас имеется Стратегия развития финсектора, но она в значительной мере себя уже исчерпала. Многие решения, каковые в том месте прописаны, или выполнены, или их необходимо принимать уже в другом виде.
Мы ставим вопрос о необходимости разработки Стратегии развития денежного рынка как единого целого – это и страховой, и фондовый рынок, и рынок пенсионных накоплений, и банковский рынок. Новая стратегия с сценариями и горизонтом развития до 2020 года обязана охватить все сегменты денежного рынка как взаимосвязанные.
на данный момент Ассоциация региональных банков России прорабатывает главные подходы к этому документу. Главная тема моего выступления на конференции – как раз Стратегия развития денежного рынка. Я буду сказать о системном взоре на развитие денежного рынка страны с учетом внешних и внутренних условий развития.
– Имеется какой-то главный вектор развития всех сегментов денежного рынка?
– Мы желаем осознать, какой должна быть совершенная модель денежного рынка, что нужно сделать, дабы прийти от того, что мы имеем, к совершенной модели, которую мы желаем создать.
– А что желаем в совершенстве?
– В совершенстве – «долгие» ресурсы для экономики. В большинстве случаев, имеется элементарные шаги, каковые стратегически разрешают решить многие вопросы.
К примеру, принятие закона о безотзывных вкладах. Необходимо посчитать, как это укрепит денежную базу, как высвободит ликвидность кредитных организаций, которым не требуется будет держать запас для погашения обязательств перед вкладчиками, и эти средства они смогут направить на кредитование. Как это увеличит кредитное плечо, сроки кредитования – мы должны сделать все нужные расчеты, а не просто написать о необходимости принятия закона.
Безотзывные вклады должны существовать наравне с отзывными, выступать не заменой привычным ответам, а новым банковским продуктом, на что кроме этого будет распространяться совокупность страхования.
Вкладчики в определенном смысле материально побеждают от принятия этого закона. Ставки по безотзывным вкладам будут выше, чем по отзывным, по причине того, что в этом случае риски банков и необходимость держать определенный запас ликвидности понижаются.
Еще один пример – страхование ответственности заемщиков по возврату кредитов.
Довольно часто уверены в том, что банки пробуют навязать страховую услугу, а на деле они просто минимизируют риски, среди них и связанные со стихийными бедствиями, как это было на Дальнем Востоке, Крымске. При страховании ответственности не требуется будет молить о помощи у страны, обращаться в кредитные организации за реструктуризацией. Страховые компании сами будут рассчитываться с банком.
Но для этого нужно навести порядок на страховом рынке, дабы в том месте трудились добросовестные игроки, каковые делали бы собственные обязательства при наступлении страхового случая.
По фондовому рынку необходимо, дабы банковские облигации учитывались как высоколиквидные инструменты (что не предусматривает Базель III). В другом случае интерес к этим бумагам понижается, и рынок начинает стагнировать. Европа уже весьма быстро выступает против некоторых ответов Базеля III, каковые практически навязывают модель, принятую в Соединенных Штатах, весьма жестко оценивающую риски по обеспеченным ипотечным облигациям, что может снизить интерес к ним.
При таких условиях рынок ипотечного кредитования не будет развиваться.
Так что имеется масса качеств, требующих системного подхода. Я пологаю, что более детальный документ Стратегии развития денежного рынка мы подготовим уже к Сочинскому форуму, опираясь на дискуссию, которая продет в рамках конференции 21 марта.
– Вы упомянули о последовательности проектов, над которыми на данный момент трудится Центробанк. Что это за проекты?
– В первую очередь, это Базельские документы. Кроме этого довольно много вопросов, которые связаны с положением 254-П. Быть может, уже наступило время, в то время, когда необходимо заново переработать данный документ с учетом массы случившихся трансформаций. Мы неоднократно сталкивались с тем, что кое-какие законодательные акты и законы подобны матрешке.
Другими словами когда-то был принят базисный документ, а позже в течение многих лет на него «нанизывались» всевозможные трансформации. В итоге все уже забывают, какими были идеология документа и начальный текст.
– Один из вопросов, вынесенных на дискуссию, – управление рисками в банках. Как вы вычисляете, какие конкретно риски на данный момент имеется у финансовой системы, и все ли из них преодолимы?
– Главный риск – экономический, по причине того, что обстановка тут пока не весьма благоприятная. По предварительной оценке, в прошедшем сезоне инвестиции в экономику снизились если сравнивать с 2012 годом, а ведь драйвером роста поизводства есть как раз инвестиционный спрос.
Чтобы переломить обстановку, необходимы большие национальные инвестиции. В кризис (а на данный момент у нас если не кризис, то, по крайней мере, вялый экономический рост), необходимы громадные инвестиции – много миллиардов, а возможно, кроме того триллионы рублей в различные программы.
Кое-какие проекты уже обозначены: это «громадное кольцо Подмосковья», строительство скоростной железной дороги до Казани. Я считаю, что необходимо довольно много вкладывать в трассы . Желаем мы того либо нет, но непременно это нужно будет делать, по причине того, что инфраструктура или изношена, или не существует вовсе.
Кроме этого нужна обычная правовая среда, быть может, налоговый маневр. На мой взор, нужно поднять налог на прибыль и в один момент ввести льготы по нему. В случае если компания «проедает» деньги, то она платит, условно говоря, 30%-й налог, а вдруг прибыль уходит на инвестиции, то 15%. То же самое должно касаться и банков. Если они направляют средства на увеличение капитализации, то должны иметь налоговую льготу, в другом случае – необходимо платить повышенный налог на прибыль.
Разумный налоговый маневр имел возможность бы повысить инвестиционную активность в стране, а также расширить капитализацию денежных университетов.
– Вопрос о национальной платежной совокупности также вынесен на повестку дня…
– Да, это одна из актуальных тем для дискуссии на конференции. Жизнь продемонстрировала, что необходимо обеспечить обычный клиринг, процессинг операций, осуществляемых в стране. на данный момент у нас при оплате услуги карточкой процессинг может идти кроме того через центры в Соединенных Штатах.
Мы думаем, что целый процесс возможно организовать в пределах страны, а также, дабы обеспечить безопасность и прозрачность расчетов, осуществляемых клиентами банка.
Я считаю, что Центробанк имел возможность бы взять на себя функцию процессинга. Это разрешит избежать обстановок, подобных случаю с Мастер-Банком, в то время, когда операции по картам многих кредитных организаций «подвисли» по причине того, что у него отозвали лицензию, и процессинг поднялся.
ЦБ имеет замечательную технологическую базу, достаточную для обеспечения процессинга на высоком уровне. Это снизит риски игроков рынка, удешевит целый услуги и процесс для клиентов.
– Как бы вы прокомментировали факт массовых отзывов лицензий у банков?
– Мы поддерживаем линию ЦБ на наведение порядка в денежной сфере. Думаем, что недобросовестные игроки должны уйти с рынка. Это – благо для добросовестных участников. К тому же я бы не стал говорить о том, что отзывы были массовыми, ЦБ скорее трудился точечно.
В последние пять лет каждый год 20–30 банков уходят с рынка – это в полной мере естественный процесс.
– На ваш взор, большое количество еще работы у Центробанка по очистке рынка от недобросовестных игроков?
– Я думаю, еще год на это уйдет. Большие недобросовестные игроки уже ушли с рынка. К Январю мы будем иметь в полной мере чистую финансовую систему.
Необходимо будет заниматься МФО, страховым рынком, на котором обстановка менее прозрачная.
– В феврале в Тюмени прошло еще одно мероприятие, организованное АРБР, – конференция «Влияние финсектора на развитие экономики регионов и эффективную работу субъектов МСП». Как банкам весьма интересно трудиться с средним и малым бизнесом? Что необходимо сделать чтобы кредиты для МСБ стали дешевее?
– На конференции мы проанализировали обстановку, заметили реакцию рынка, взяли данные о том, что нужно сделать для оптимизации процесса кредитования. Стало известно, что информации о продуктах банков, о программе МСП Банка не хватает. На встрече с губернатором Тюменской области мы поведали о том, что делает МСП Банк, и он заинтересовался этим.
Скорость увеличения кредитования малого и среднего бизнеса последнее время были выше, чем кредитование нефинансовых организаций в целом. Часть малого бизнеса в общем количестве кредитования нефинансовых организаций выросла за последние семь лет с 15 до 23%.
Наряду с этим нужно иметь в виду, что просрочка по кредитам среднему и малому бизнесу выше, чем в среднем по рынку. По рынку она образовывает 4%, по малому бизнесу – 7%, а в банках из топ-30 достигает 10%.
Но интерес банков к работе с предпринимателями имеется. Не смотря на то, что последнее время спрос со стороны субъектов малого предпринимательства понижается, потому, что они уверены в том, что проценты по кредитам высокие, рентабельность их бизнеса падает, и отработать заемные средства возможно не легко.
Со своей стороны банки стали тверже относиться к субъектам МСБ. Ужесточились и требования ЦБ, наряду с этим часть этих требований приводит к вопросам. К примеру, банки должны оценивать деятельность заемщиков, сравнивая ее со средними показателями по отрасли, а их в открытом доступе нет.
Это неправильно, это противоречит логике, в случае если нет информации, то что и как сравнивать, как кредитовать?
Нужно или сделать эти сведенья неспециализированным достоянием, или по большому счету не использовать данную норму, тем более что среднеотраслевые показатели – это как средняя температура по поликлинике. Страна же громадная, условия различные, и показатели смогут быть разными в том либо другом регионе.
Так что тут также необходимо совершенствовать нормативную базу ЦБ. Этот вопрос уже поднимался в Бору, и мне показалось, что мегарегулятор с пониманием отнесся к обозначенной проблематике.
– Что являются стандартами среднего бизнеса и кредитования малого, каковые Ассоциация региональных банков России разрабатывает совместно с МСП Банком?
Это юридические документы, каковые является рекомендацией. Это типовой кредитный соглашение, что понятен всем участникам соглашения и включает в себя учет всех рисков, которые связаны с выполнением обязательств. Он максимально детально обрисовывает обстановку так, дабы кредитор был защищен при выполнении соглашения.
Стандарты среднего бизнеса и кредитования малого будут крайне важны для секьюритизации, по причине того, что секьюритизировать возможно лишь однородные продукты, выданные по стандартным правилам. Учитывая эти стандарты, ЦБ будет легче рефинансировать банки по положению 312-П.
До Января этого года мы рассчитываем завершить работу над стандартами.
– На ваш взор, какими смогут быть последствия ослабления рубля для кредитного рынка?
– Достаточно значительное ослабление рубля – это стимул к замещению импорта и помощь отечественных производителей, каковые приобретают больше денежных возможностей для расчетов с кредиторами.
Ослабление рубля кроме этого в большинстве случаев свидетельствует рост темпов инфляции, что ведет к удешевлению кредита в настоящем выражении. За счет повышения цены товара в обороте заемщик компенсирует цена обслуживания кредита.
В кратковременном замысле это дает хороший эффект, но в долговременном замысле может привести к негативным последствиям, потому, что высокая инфляция – это уход от национальной валюты, уход от сбережений, от накоплений в рублях. Фундаментально это не будет трудиться на экономику.
Объективно, направления евро и американского доллара к рублю уже достигли потолка, но политические факторы смогут еще оказать влияние на обстановку на валютных рынках.
В случае если сказать о ситуации в банковской совокупности в целом, пока главные показатели сектора растут более стремительными темпами, чем вся другая экономика, как в настоящем, так и номинальном выражении. ВВП вырос в прошедшем сезоне на 1,5%, а активы русском финансовой системы номинально возросли на 15%.
Начало года также было в полной мере хорошим. В январе в пересчете на год скорость увеличения активов превысили 20%. ЦБ прогнозирует, что прибыль, как в прошедшем сезоне, составит 950 млрд. рублей, а, на мой взор, мы возьмём кроме того больше прибыли, а также из-за результата девальвации.
– Не последнюю роль в действенном развитии денежной совокупности играется тот самый диалог с ЦБ…
– С нами весьма деятельно взаимодействуют глава банка России Эльвира Сахипзадовна Набиуллина и вся команда мегарегулятора. Эти люди слышат, готовы слышать. Не со всем они соглашаются, но это естественно: как раз в дискуссии рождается истина.
На грани безумия. Рождение Луны.
Интересные записи
- Как сделать финансирование социальных проектов выгодным и для банков, и для государства
- Уроки финансовой верности: как банкам привязать к себе клиента
- Георгий горшков: «рынок потребительского кредитования никуда не исчез»
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Анатолий аксаков: 6 шагов, чтобы оживить корпоративное кредитование
Русский финансовая система владеет большими ресурсами, дабы финансировать инвестпроекты в индустрии. Но дабы эти возможности реализовались, нужно…
-
О методах экономии в кризис, возможностях аутсорсинга и создании Единого информационно-технологического центра для банков поведал председатель совета…
-
Алина ветрова: «этот год будет интересным»
Вице-президент Ассоциации региональных банков России Алина Ветрова в интервью Bankir.Ru поведала о новых законах, встречах с Центробанком и замыслах…
-
Личная ответственность набиуллиной
Чем обернутся для банков, экономики и финансовых рынков в целом кадровые и изменения структуры в Центральном банке? Анатолий Аксаков, президент…
-
2 апреля в Колонном зале Дома альянсов проходит 25-й съезд Ассоциации русских банков. Точка роста Выступая на 25 Съезде Ассоциации русских банков, глава…
-
30 мая в Москве, в гостинице Radisson Royal произошло 29-е собрание Ассоциации региональных банков России. Александр Мурычев: «Нужно увязывать стратегии…