Бюджетирование как инструмент финансового планирования

Бюджетирование как инструмент финансового планирования

Андрей Алексеевич Попов Кандидат экономических наук, учитель дисциплины «Финансы организаций (фирм)» кафедры финансов и кредита экономического факультета Воронежского национального университета.

Составление бюджетов есть неотъемлемой частью неспециализированного процесса планирования, а не только его денежной части. Механизм расходов и бюджетного планирования доходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, понижения непроизводительных потерь и расходов, и для увеличения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты в большинстве случаев составляются на год, значительно чаще с разбивкой по кварталам.

Бюджет — своевременный денежный замысел, составленный, в большинстве случаев, в рамках до одного года, отражающий поступления и расходы средств по операционной, инвестиционной и денежной деятельности предприятия. В практике управления финансами компании употребляются два главных вида бюджетов — текущий (своевременный) и капитальный.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями своевременного планирования (к примеру, платежный баланс на грядущий месяц).

Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). К примеру, прогноз пассивов и баланса активов на грядущий квартал, полугодие, год.

Бюджетный контроль — текущий контроль за выполнением отдельных расходов и показателей доходов, определенных плановым бюджетом.

Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в финансовых ресурсах на последовательность действий и предстоящий период по исчислению показателей. В определенном смысле понятие «смета» есть аналогом западного термина «бюджет».

Для составления бюджетных замыслов употребляются следующие информационные источники:

  • эти бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4, 5) и исполнения денежных замыслов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
  • соглашения (договора), заключаемые с поставщиками и потребителями продукции материальных ресурсов;
  • прогнозные расчеты продаж продукции либо замыслы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, другие условия и уровень цен рыночной конъюнктуры. На базе показателей сбыта рассчитывается количество производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, иные показатели и рентабельность;
  • экономические нормативы, утверждаемые законами (налоговые ставки, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная зарплата и т. д.);
  • утвержденная учетная политика.

Созданные на базе этих данных денежные замыслы являются руководством (ориентиром) для финансирования текущих денежно-эксплуатационных потребностей, проектов и инвестиционных программ.

Для организации действенной совокупности бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную совокупность бюджетов:

  • материальных затрат;
  • потребления энергии;
  • фонда зарплаты ;
  • амортизационных отчислений;
  • других затрат;
  • погашения ссуд банков;
  • налоговый бюджет.

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности содержится в построении так именуемого главного бюджета, представляющего собой совокупность взаимосвязанных операционных и денежных бюджетов. Эта совокупность бюджетов охватывает целый финансовый оборот предприятия. Главный бюджет предприятия равен сумме всех бюджетов структурных подразделений.

Дирекции предприятия целесообразно получать более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-консолидированного бюджета и плана. При составлении бюджетов структурных служб и подразделений фирм нужно руководствоваться принципом декомпозиции. Он содержится в том, что любой бюджет более низкого уровня есть детализацией бюджета более большого уровня, т. е. бюджеты отделов и цехов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия.

Оптимальным считается таковой бюджет, в котором прибыльный раздел равен расходной части. При недостатке сводного бюджета появляется необходимость его корректировки при помощи повышения доходов либо понижения затрат.

Разглядим в общем логику и смысловое содержание каждого из бюджетов.

Бюджет продаж. Цель разрешённого бюджета — рассчитать прогноз количества продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, основное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество возможно реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные стоимости употребляются для оценки количества продаж в стоимостном выражении.

Расчеты ведутся в разрезе главных видов продукции.

Бюджет производства. Цель разрешённого бюджета — рассчитать прогноз количества производства товарной продукции исходя из результатов расчета целевого остатка и предыдущего бюджета произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Формула расчета для каждого вида продукции выглядит следующим образом:

где Qn — продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Впр — прогноз количества продаж;

Ок — целевой остаток готовой продукции на конец планируемого периода;

Он — остаток продукции на начало планируемого периода.

Бюджет материалов затрат и прямых сырья. На базе данных прошлого бюджета об количествах производства, и нормативах затрат сырья на единицу создаваемой продукции, целевых запасах сырья на конец и начало периода и стоимостях на материалы и сырьё определяются потребности в сырье и материалах, общая величина и объёмы закупок затрат на приобретение. Эти формируются как в натуральных единицах, так и в финансовом выражении.

Бюджет прямых затрат труда. Цель разрешённого бюджета — рассчитать неспециализированные затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых конкретно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об количествах производства в бюджете производства. Метод расчета зависит от многих факторов, а также от оплаты нормирования работников и систем труда.

В частности, в случае если установлены нормативы в часах на производство той либо другой продукции либо ее компонента, и тарифная ставка за час работы, возможно вычислить прямые затраты труда.

Бюджет переменных накладных затрат. Расчет ведется по статьям накладных затрат (амортизация, электричество, страховка, другие общецеховые затраты и т.п.) в зависимости от принятого в компании базисного показателя (количество производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета помогают: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, материалов и сырья (бюджет прямых и бюджет производства затрат сырья и материалов), эти

о стоимостях за единицу материалов и сырья, и информацию о себестоимости готовой продукции.

Бюджет управленческих и коммерческих затрат. Тут исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных затрат. Постатейный состав затрат определяется разными факторами, среди них и спецификой деятельности компании.

Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных прошлых бюджетов с применением методов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.

Формируемые в рамках каждого бюджета количественные оценки не только употребляются по собственному назначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как данные для построения денежного бюджета, под которым в этом случае понимается прогнозная денежная отчетность в укрупненной номенклатуре статей.

Логика построения отдельных форм такова.

Прогнозный отчет о убытках и прибылях. Рассчитывают прогнозные значения: количества продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих затрат, затрат денежного характера (проценты к выплате по займам и ссудам), налогов к уплате и др. Большинство данных формируется на протяжении построения операционных бюджетов.

Величину налоговых и других необходимых платежей возможно вычислить по среднему проценту.

Инвестиционный бюджет на базе выбранного критерия эффективности инвестиций определяет, какие конкретно долговременные активы нужно купить либо выстроить. Воздействует на бюджет денежных средств, прогнозный баланс.

Бюджет перемещения денежных средств есть наиболее значимым документом по управлению текущим финансовым оборотом предприятия. Он разрабатывается на грядущий год с разбивкой по месяцам и кварталам. Посредством этого документа обеспечивается своевременное финансирование всех хозяйственных операций предприятия.

На базе бюджета перемещения денежных средств предприятие прогнозирует исполнение собственных расчетных обязательств перед страной, партнёрами и кредиторами, фиксирует происходящие трансформации в платежной способности. Этот документ разрешает планировать поступление собственных средств, и оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

Изменение денежных средств за период определяется финансовыми потоками, воображающими собой, с одной стороны, поступления от заказчиков и покупателей, другие поступления и, иначе, платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам обеспечения и социального страхования и т. д. В целом между поступлениями денежных средств, изменением остатков и объёмом реализации дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:

Приток денежных средств = Выручка от продаж + Дебиторская задолженность на начало периода — Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода

Чтобы установить сумму финансовых поступлений, нужно выяснить величину дебиторской задолженности по состоянию на конец прогнозируемого периода. В случае если ожидается, что в грядущем периоде темперамент расчетов с клиентами не изменится, возможно применять средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.

Существует метод планирования финансовых поступлений, основанный на составлении графика погашения задолженностей клиентов. Так, в случае если по итогам анализа состава дебиторской задолженности и характера ее перемещения как мы знаем, что в среднем 40% задолженности погашается в квартале ее происхождения, 30 % — в следующем квартале, 20 % — в третьем квартале, а 10 % обязательств остаются неоплаченными, возможно составить график ожидаемых поступлений. Прогнозирование других поступлений, в большинстве случаев, не редкость затруднено благодаря их эпизодического характера (штрафы, пени, неустойки к получению и т. д.).

К числу статей, по которым отмечается солиднейший оттекание денежных средств, относятся расчеты с поставщиками:

Оттекание денежных средств = Начальное сальдо + Повышение задолженности по кредиту — Конечное сальдо

Повышение задолженности по кредиту определяется количеством поступлений материальных сокровищ, следовательно:

Повышение задолженности по кредиту = Фактическая себестоимость материалов + НДС по купленным сокровищам

Для определения нужного количества закупок возможно воспользоваться следующей зависимостью:

Поступление материальных сокровищ = Потребление + Запасы на конец периода — Начальные запасы

Составление бюджета перемещения денежных средств разрешает выяснить количество прибыли, нужный для обеспечения платежной способности предприятия. В бюджет перемещения денежных средств на плановый период целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:

  • поступления средств на счет предприятия в текущем периоде за отгруженные товары и сделанные одолжения в прошлом периоде;
  • поступления оплаты за отгруженные товары и сделанные одолжения в текущем периоде;
  • динамику доходов от денежной деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от эмиссии ценных бумаг и др.);
  • расходование выручки от продаж по главным направлениям: закупка материалов и сырья, зарплата , постоянные затраты и другие текущие потребности предприятия;
  • выплату процентов по кредитам;
  • выплату барышов;
  • инвестиционные затраты;
  • величину собственных оборотных средств предприятия (либо величину их недостатка).

Прогнозный баланс. Нужно спрогнозировать остатки по главным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотные активы, затраты и запасы, дебиторская задолженность, финансовые средства, долговременные пассивы, задолженность по кредиту и др. Любая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному методу для пассивов и статей активов соответственно:

где А — расчетная величина активов (конечное сальдо);

П — расчетная величина пассивов (конечное сальдо);

Сн — начальное сальдо (из отчетности);

Ок — оборот по кредиту (прогнозная оценка);

Од — оборот по дебету (прогнозная оценка).

В частности, для любой статьи дебиторской задолженности оборот по дебету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по безналу с отсрочкой платежа; оборот по кредиту — прогноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.

Так, в денежной совокупности предприятия денежные замыслы выступают в качестве путеводителя, что разрешает ориентироваться в его денежных возможностях и выбрать самые эффективные с позиций конечных результатов действия. Построение прогнозной отчетности в рамках бюджетного планирования текущей деятельности либо на более долгую возможность есть неотъемлемой функцией денежной работы любого предприятия. Эта отчетность может употребляться для разных целей: как ориентир для контроля текущей деятельности, при прогнозировании степени удовлетворительности структуры баланса и т. п. Наряду с этим успешное исполнение оптимальных денежных замыслов снабжает устойчивое денежное положение предприятия, которое есть залогом его действенного функционирования.

Источник: www.cfin.ru

Современные методы финансового планирования

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: