Факторинг для мсп: две целых и шесть десятых слова на клиента

Факторинг для мсп: две целых и шесть десятых слова на клиента

В первых числах Июня 2016 года распоряжением правительства была нежданно утверждена стратегия среднего предпринимательства и развития малого (МСП) до 2030 года, разрабатывавшаяся Министерства экономики почти год. Факторингу в этом документе посвящено 97 слов.

Кроме того перечислены направления, по которым «предполагается реализовать меры».

Одному из направлений — применению факторинга поставщиками страны — была посвящена отечественная прошлая колонка. В данной поболтаем о том, что в стратегии названо «развитие принципов стандартов оценки и системы факторинга кредитного риска».

Факторинг в Российской Федерации существует, по различным оценкам, от 20 до 15 лет. И все это время было посвящено формированию факторинга, а не совокупности его стандартов. Развитие шло в рамках действующей главы 43 Гражданского кодекса РФ.

Как-то в январе 2011-го мы в Ассоциации факторинговых компаний постарались синтезировать стандартное понятие «факторинг». Две волны анкетирования участников ассоциации и три часа дискуссии высокооплачиваемых менеджеров факторинга стали причиной выводу: трудиться на рынке факторинга следует по закону, а не по понятиям.

Преимущества факторинга — в бесперебойности процедур внутреннего бизнес-процесса

Факторинг как продукт ценен собственной гибкостью, его конкурентные преимущества выражены не в финансовом эквиваленте, а в процентах роста торгового оборота клиента, числом времени, проходящем от заявки до выплаты финансирования. Преимущества факторинга — в бесперебойности процедур внутреннего бизнес-процесса, разрешающего без применения залога обеспечивать возврат переданных клиенту средств от его контрагента-дебитора.

Поименованные в стратегии «правила оценки кредитного риска» факторинговой организации — это то, за счет чего она существует на рынке, выделяется на нем и оказывает помощь клиентам реализовывать больше, не обращая внимания на отсрочку. Стандартизируйте размер собственного капитала, либо выездной контроль дебиторов, либо скоринговую факторинговые — компании и модель потянутся с сегодняшнего «серо-белого» рынка в сторону «тёмного». В том, что он существует, не позволяет усомниться арбитражная практика последних лет.

Гарантией надлежащего контроля государство видит не просто стандарт, а его доведенную до «абсолюта» детализацию

Вопрос «для чего?» применительно к стандартизации разъясняется легко: стратегия развития МСП предполагает денежные вливания страны в его, МСП, помощь. Вливания эти предполагают контроль со стороны как минимум трех структур: Счетной палаты, Генеральной прокуратуры и созданной годом ранее корпорации МСП. Контроль, со своей стороны, предполагает искоренение и выявление (впредь до «посадок») отклонений от стандарта — в том виде, в котором его знают, во-первых, три перечисленные организации, во-вторых, разработчики регламентов, политик и других документов, стандартизирующих процесс денежной господдержки.

Как показывает законотворческий процесс, гарантией надлежащего контроля государство видит не просто стандарт, а его доведенную до «абсолюта» детализацию. Чем больше подробностей, тем выше шанс взять отклонение при столкновении стандарта с действительностью. Тем несложнее отыскать и наказать виновных в том, что совокупность в целом трудится, но эффект далек от ожиданий.

Продукт МСП-банка не субсидия и не бюджетный трансферт, это обычный залоговый кредит

Для иллюстрации. В 2015 году факторинговые услуги взяли 2,2 тыс. МСП, что на 3 тыс. меньше, чем в 2014-м. Документ называющиеся «Параметры факторингового продукта МСП-банка «Фактор развития — Компания» содержит 5,7 тыс. слов.

Это 2,59 слова на одного клиента факторинга. Что характерно, этот продукт МСП-банка не субсидия и не бюджетный трансферт, это обычный залоговый кредит, предоставляемый на платности и условиях возвратности факторинговой компании, которая трудится с клиентами из МСП. Дабы его взять, фактору необходимо не только пройти бюрократическую процедуру кредитного комитета, но и совершить по ней как клиентов, так и ни в чем не повинных дебиторов.

А по окончании дать в залог акции из ломбардного перечня ЦБ либо гарантию банка, нужно, национального. И тогда второй госбанк перечислит средства — на счет, открытый для факторинговой компании в том же банке, каковые необходимо выбрать всецело — в противном случае штраф. Дабы завлекать фондирование на таких условиях необходимо или весьма желать дружить с национальными университетами развития, или выживать на падающем рынке.

Не просто так повышенный спрос на продукт приходится на 2014–2015 годы.

В 2016 году МСП-банк стал частью корпорации МСП, которая в собственной программе на 2016–2018 годы кроме этого уделить время факторингу. Всего 40 слов. В 2017 году должны быть «созданы требования к процедурам и условиям предоставления факторинговых одолжений субъектам МСП под поручительство корпорации либо МСП-банка.

В 2018 году — «механизмы осуществления факторинговых операций в рамках финансирования закупок субъектов МСП» у госкомпаний (закон №223-ФЗ).

Нет сомнений, что в указанные сроки эти пункты программы корпорации МСП будут с честью выполнены. Но, как говорится, имеется нюансы. Первый — в том, что в факторинге поручительства и залоги за клиента не трудятся.

Как показывает арбитражная практика, в банкротство таковой клиент уходит в обнимку с поручителем-физлицом. И все решает уровень качества дебиторской задолженности и платежеспособность дебитора — нужно, дабы он был большим и публичным. Второй нюанс — работа по факторингу в рамках 223-ФЗ регулируется тем же Гражданским кодексом, где все «механизмы осуществления факторинговых операций» прописаны, но игнорируются госкомпаниями-клиентами…

Факторингу не требуются ни новые «механизмы осуществления», ни рожденные в тиши кабинетов «требования к процедурам и условиям предоставления одолжений», ни «принципы и стандарты»

Нет сомнений, что деньги страны должны быть «окрашены» — от федерального казначейства до сдачи в контрольно-кассовом аппарате субъекта МСП. Но стоит ли для этого заново придумывать и стандартизировать факторинг как продукт? Так как каждая «окраска» средств господдержки в денежной совокупности постоянно приводит не столько к росту кредитования, сколько к расцвету peer-to-peer бюрократии.

Это в то время, когда субъекты инфраструктуры вынуждены перекладывать «бумажные» требования университетов развития, отказывающихся принимать на себя риски финансирования субъектов МСП, на плечи самих субъектов МСП.

Мое сугубо личное вывод: факторингу не требуются ни новые «механизмы осуществления», ни рожденные в тиши кабинетов «требования к процедурам и условиям предоставления одолжений», ни «принципы и стандарты». Более того, факторинговые компании смогут обойтись и без средств господдержки на собственных квитанциях.

Они смогут быть легко денежными агентами, как прописано в Гражданском кодексе: готовить субъектов МСП для получения ими национальных средств, а дебиторов — к возврату этих средств стране. Не касаясь «окрашенных» денег, но осуществляя контроль их перемещение от казны до прилавка. И приобретать за эту нелегкую работу собственную заслуженную факторинговую рабочую группу.

P.S. Потому, что корпорация МСП создана как «единое окно» для среднего и малого бизнеса, то одно пожелание относительно факторинга все-таки имеется: попросите РЖД, «Газпром», «Роснефть» и других дебиторов, отчитывающихся перед данной корпорацией за выполнение норм 223-ФЗ, выполнять Гражданский кодекс и подписывать уведомления о факторинге, каковые им приносят поставщики-МСП. Форму для того чтобы уведомления готов выслать лично. 

Факторинг для малого и среднего бизнеса

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: