Как избежать государственного долга

Как избежать государственного долга

15.5. Госдолг

15.5. Госдолг

Из-за чего образуется госдолг

Яркой обстоятельством происхождения госдолга есть недостаток госбюджета. В случае если затраты госбюджета превосходят его доходы, то образуется бюджетный недостаток, т. е. дефицит денежных средств для оплаты закупаемых страной услуг и товаров и для выплаты предусмотренных в бюджете трансфертных платежей. Как именно государство может взять деньги, нужные для покрытия бюджетного недостатка?

Существует два метода ответа данной неприятности.

Первый метод сводится к печатанию бумажных денег, каковые употребляются для оплаты, к примеру, поставляемых армейскому ведомству боеприпасов и вооружений либо для выплаты заработной жалованья и платы госслужащим, военнослужащим и вторым лицам, состоящим на национальной работе. Данный метод предполагает, что в экономику накачивается дополнительная финансовая масса.

В случае если данный метод разглядеть с позиций возникновения и роста госдолга, то он выглядит очень благоприятно. Потому, что государство решает неприятности покрытия бюджетного недостатка при помощи печатного пресса, постольку ему не приходится прибегать к займам у банков, страховых компаний или других компаний, располагающих большими денежными ресурсами. Эмиссия денег не влечет за собой рост и возникновение госдолга.

Исходя из этого неудивительно, что страны часто прибегали к этому методу покрытия собственных затрат. Так, на протяжении войны с Наполеоном, правительство Англии применяло финансовую эмиссию для покрытия собственных затрат.

Очень интенсивно трудился печатный пресс во Франции — количество выпущенных в обращение денег, именовавшихся ассигнатами, возросло с 400 млн ливров в 1790 г. до 46 млрд в 1796 г. В Российской Федерации в 1769 г. были выпущены в обращение так именуемые ассигнации на сумму 1 млн р. Эмиссия ассигнаций длилась впредь до 1775 г. в связи с ростом затрат, вызванных войной с Турцией. Позднее в связи с войной против Наполеона эмиссия ассигнаций достигла большой по тем временам суммы — 836 млн р. (1817 г.).

За счет финансовой эмиссии покрывалась подавляющая часть затрат воюющих держав на протяжении 1-й и 2-й мировых войн. Так, в Германии финансовая масса выросла с 6,6 млрд марок в 1913 г. до 496 квинтильонов в 1923 г. В Японии в 1937 г. финансовая масса в обращении (агрегат Ml) равнялась 6,7 млрд иен, а в 1945 г. — 92,7 млрд.

Покрытие бюджетного недостатка за счет эмиссии денег разрешает правительству избежать роста госдолга, что выглядит очень привлекательным методом получения недостающих денег. Но данный прием противоречит законам рыночной совокупности, и прежде всего — законам финансового обращения. Как мы уже видели, избыточная финансовая эмиссия делается обстоятельством инфляции, а также таких ее острых форм, как галопирующая и гиперинфляция.

Исходя из этого правительство той либо другой страны прибегало к применению печатного пресса, в большинстве случаев, при ЧС, к примеру войны.

В условиях, в то время, когда рыночная совокупность купила положение и развитые формы в экономике более либо менее стабильно, финансовая эмиссия как средство нейтрализации недостачи госбюджета не используется. На данный момент бюджетный недостаток покрывается за счет эмиссии национальных облигаций, национальных кратковременных долговых обязательств и других национальных ценных бумаг.

В этом случае население часть собственных сбережений инвестирует не в облигации и акции частных компаний, не в сберегательные вклады в коммерческих банках, а в национальные бумаги. Для того чтобы рода инвестирование сбережений не образует избыточного спроса и не порождает инфляцию. Но оно ведет к тому, что у населения накапливаются национальные долговые обязательства.

Общая сумма имеющихся у домашних хозяйств, банков и частных компаний национальных ценных бумаг образовывает Госдолг.

Так как в течение многих лет кабинетам министров всех государств приходилось, в большинстве случаев, прибегать к продажам собственных долговых обязательств, дабы покрыть бюджетный недостаток, то происходило и происходит повышение госдолга. Диаграмма, представленная на рис. 15-4, говорит о том, что в Соединенных Штатах за период с 1929 по 1997 г. он вырос с 16,9 млрд долл. до 4515,3 млрд долл. т. е. в 237 раз.

Обстоятельства роста госдолга

Из-за чего растет госдолг? Потому, что он равен сумме бюджетных недостатков за вычетом хороших сальдо гос бюджетов, то главные обстоятельства его роста и образования те же, что и обстоятельства бюджетного недостатка:

1. Армейские затраты. Ведение войны требует от страны огромных затрат, каковые финансируются за счет госбюджета. Армейские затраты смогут расти и в условиях ухудшения интернациональной холодной войны «и обстановки», которая порождает гонку оружий.

2. Циклические рецессии и низкие скорость увеличения ВВП на протяжении циклического подъема. Дабы преодолеть циклический спад и стимулировать увеличение темпов роста поизводства, правительство через посредство Центробанка увеличивает продажи национальных ценных бумаг, каковые накапливаются в руках фирм и частных владельцев.

3. Популизм. Часто при ответе тех либо иных непростых экономических неприятностей президент, представительные органы и правительство избегают непопулярных мер, направленных на сбалансирование бюджета: увеличение налогов с населения, сокращение затрат на социальные цели и т. д.

Одновременно с этим, опасаясь чрезмерного роста бюджетного недостатка, чреватого ухудшением инфляции и, следовательно, неспециализированным недовольством, позванным новым повышением дороговизны, правительство принимает ответ об эмиссии дополнительных других долговых и облигаций обязательств.

Страшен ли рост госдолга?

В конце 1997 г. госдолг США превысил 4,5 трлн долл. Это большая цифра. В случае если сложить купюры преимуществом в 100 долл. то высота взятого столба была бы выше тысячи километров.

Возможно ли вычислять, что госдолг для того чтобы масштаба — очень трудная ноша для экономики США?

Дабы ответить на данный вопрос, нужно сопоставить долг с создаваемым в стране ВВП. Логика тут та же самая, что и при сопоставлении долга какой-нибудь семьи с ее доходом. В случае если рабочий, получающий

в месяц 1 тыс. р. занял 50 тыс. долл. дабы приобрести квартиру, и обязан выплачивать каждый год 5 тыс. долл. процента, то его дохода не хватит, дабы оплачивать проценты по долгу. Таковой долг для рабочего непосилен. В случае если же 50 тыс. долл. занял «новый русский», имеющий годовой доход 1 миллионов. то сумма 50 тыс. долл. возможно им погашена без напряжения за один месяц.

Исходя из этого чем больший ВВП производится в экономике, чем богаче нация данной страны, тем больший размер госдолга может она себе позволить. Рис. 15.4 говорит о том, что, за исключением первых послевоенных лет, госдолг не превышал 2/3 ВВП, созда-

Рис. 15.4. Рост госдолга США

На диаграмме представлены эти роста внутреннего госдолга в Соединенных Штатах (в млрд долл.). Долг рос очень скоро. В 1997 направляться. он превосходил уровень 1929 г. в 267 раз. Но тяжесть госдолга нельзя измерять лишь при помощи полных его размеров. Принципиально важно учесть , в каком соотношении долг находится с ВНП и какова часть процентов, выплачиваемых обладателям национальных ценных бумаг, в ВНП страны.

Следующие две диаграммы говорят о том, что рост госдолга не есть катастрофическим.

ваемого в стране. Возможно, американцы считают, что таковой долг для них необременителен.

Вторым крайне важным критерием тяжести долга помогает размер процентов, каковые приходится выплачивать для его «обслуживания». В 1997 г. сумма процентов составила 257,4 млрд долл. Большое количество это либо мало?

Для России такая сумма была бы разорительна, а ее правительство выяснилось бы банкротом. В Соединенных Штатах часть процентов по госдолгу составила только 1,9% от ВВП. Это много, но сказать о дефолт не приходится.

Должно ли государство погашать собственный долг? Ответ на данный вопрос должен быть лишь хорошим. Но, погашая долг, выкупая собственные долговые обязательства, государство тут же реализовывает новые облигации, т. е. создаёт рефинансирование собственного долга. Своевременное и абсолютное погашение долговых обязательств есть наиболее значимым условием доверия населения к национальным полезным бумагам.

В случае если президент, глава правительства и глава МинФина будут под какими-либо предлогами уклоняться от погашения долговых обязательств, то национальные акции утратят в глазах населения собственную привлекательность как самая надежная форма помещения собственных сбережений. Кроме того ссылки на то, что долги были сделаны прошлыми начальниками страны, для большинства людей не имеют никакого значения.

В случае если государство вовремя и безоговорочно делает все собственные обязательства перед населением по погашению собственных ценных бумаг и по выплате процентов, то фирмы и домашние хозяйства разглядывают приобретение национальных краткосрочных обязательств и облигаций как удачную и надежную форму инвестирования собственного капитала.

РЕЗЮМЕ

Стабилизация экономразвития страны есть одной из наиболее значимых задач, стоящих перед страной. Ее ответ предполагает достижение полной занятости, смягчение циклических колебаний и недопущение таких форм инфляции, как галопирующая и гиперинфляция. В распоряжении страны имеется два основных инструмента регулирования экономики — Центральный банк и государственный бюджет.

Применение госбюджета в целях стабилизации экономики предполагает проведение бюджетно-денежной политики, которая включает в себя налоговую политику, политику государственных ряда программ и финансирования отраслей за счет бюджетных средств и политику в отношении бюджетного недостатка. Все эти направления экономической политики страны предполагают, во-первых, осуществление определенных дискреционных мероприятий, каковые носят преднамеренный, целенаправленный темперамент, и во-вторых, совокупность автоматических стабилизаторов.

Через посредство Центробанка осуществляется финансово-кредитная политика, которая конкретно регулирует деятельность коммерческих банков. Деятельность коммерческих банков Центробанк регулирует методом трансформаций норм необходимых резервов коммерческих банков, при помощи операций с национальными ценными бумагами на открытом рынке и методом трансформаций учетной ставки.

Эти мероприятия ведут к трансформациям величины необходимых резервов, финансовой массы в обращении, кредитов коммерческих банков компаниям и уровня ВВП, инвестиций и занятости. Все эти мероприятия отражают осуществление политики «недорогих денег», содействующей росту ВВП и занятости, но усиливающей инфляцию, либо политики «дорогих денег», имеющей антиинфляционный эффект, но замедляющей рост экономики и занятости.

Проводя политику экономической стабилизации, государство тем самым содействует экономическому росту. В достижении устойчивых темпов роста поизводства громадную роль играются установление оптимального уровня налоговых ставок и выделение достаточных средств для развития бесприбыльных отраслей, каковые во многом определяют экономический рост (образование, наука и т. д.).

Хронический бюджетный недостаток есть обстоятельством роста и возникновения госдолга, что представляет собой общую сумму долговых обязательств страны, имеющихся на руках фирм и домашних хозяйств. Для оценки роли госдолга в экономике нужно учитывать не только рост и величину его полных размеров, но и отношение долга к ВВП, и долю в ВВП выплачиваемых по долгу процентов. В случае если два последних показателя малы и не возрастают, то опасность негативного их влияния на экономику появляться не будет.

задания и Контрольные вопросы

1. Какие конкретно неприятности обязана решать политика экономической стабилизации?

2. Из-за чего направления политики по стабилизации экономики должны быть взаимоувязаны между собой?

3. В чем состоит бюджетно-денежная политика?

4. В чем состоит дискреционная политика страны?

5. Что представляет собой совокупность автоматических стабилизаторов экономики?

6. Из-за чего трансформации норм резервных требований увеличивают либо уменьшают размеры кредитов, предоставляемых фирмам и коммерческим банкам?

7. Как именно операции на открытом рынке национальных ценных бумаг воздействуют на величину необходимых резервов коммерческих банков?

8. В чем состоит политика «дорогих денег» и политика «недорогих денег»?

9. В чем состоят задачи политики стимулирования роста поизводства?

10. Охарактеризуйте кривую Лаффера.

11. Из-за чего образуется и растет госдолг?

12. Страшен ли рост госдолга?

Источник: studlib.com

Устойчивость государственного долга — Сергей Пекарский

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: