Как применить опыт автопрома в банковском обслуживании, или интерфейс рулит

Как должен быть устроен эргономичный интерфейс? Вопрос не так несложен, как думается, в противном случае около нас не было бы столько неудобных и «таинственных» интерфейсных ответов. По-настоящему хорошие варианты интерфейсов прошли десятилетия, а время от времени и столетия доводки, в которой приняло участие много гениальных людей.

Как раз исходя из этого у нас не вызывает затруднений пользование, к примеру, кнопочной панелью телефона либо дверным замком.

Но АБС имеет все же больше органов управления, чем тот же замок. Исходя из этого мы попытаемся сформулировать главные идеи верной эргономики на примере более сложного, но, без сомнений, успешного интерфейса. Возможно, вы можете управлять автомобилем либо, по крайней мере, имеете достаточное представление о том, как это делается. Действительно, руководить ею комфортно? А из-за чего?

В случае если мало поразмыслить, возможно сформулировать следующие ключевые принципы организации органов управления автомобиля.

  1. Главных органов управления мало.
  2. Они большие, и ими комфортно пользоваться.
  3. Они различные, и их сложно перепутать.
  4. Ими возможно пользоваться в один момент.
  5. Второстепенные органы управления сгруппированы по назначению и расположены тем эргономичнее, чем чаще они необходимы.
  6. Прямо перед глазами водителя — лишь главная информация.
  7. Второстепенная информация отображается на дополнительных дисплеях и, подобно органам управления, также тематически сгруппирована.

Пройдемся по перечисленным правилам мало более детально. Главные органы управления автомобили, каковые разрешают вам ехать в нужном направлении, разгоняться и замедляться, — это руль, рычаг управления коробкой передач и две либо три педали. Как мы видим, их мало. Руль комфортно лежит в руках и разрешает совершенно верно направляться заданному маршруту, рычаг коробки передач неизменно под рукой, и он велик, дабы не промахиваться мимо него.

Педали газа и тормоза не смотря на то, что и похожи, но расположены на достаточном расстоянии друг от друга, дабы их не путать. Вы имеете возможность пользоваться этими органами управления в один момент в разумных сочетаниях — к примеру, разгоняться, переключая передачи (в случае если у вас механическая коробка передач), и наряду с этим перестраиваться из правых последовательностей в левые.

Итак, ехать вы уже имеете возможность. Но, дабы выполнять ПДД, вам нужно в необходимые моменты подавать сигналы поворота. Управление «поворотниками» находится на рычажках под рулем — достаточно протянуть палец, не отрывая руку от руля.

Это уже не столь крайне важный орган управления, как педали и руль, исходя из этого рычажок маленькой, и к нему хоть чуть-чуть, одним пальцем, но нужно потянуться. А вот, к примеру, подстройку температуры воздуха в салоне и режима обдува вы имеете возможность легко отложить до прямого участка дороги без перекрестков либо до светофора, исходя из этого к ручкам управления климатической совокупностью на центральной консоли нужно будет тянуть уже всю руку, забрав ее от руля. Где-то в том месте же расположены похожие элементы управления стереосистемой, но вы скоро обучитесь не путать их — кнопки и колесики управления музыкой и климатом расположены отдельными группами на отдельных панельках.

Что касается устройств, то на обычном автомобиле перед водителем их всего четыре: громадные спидометр и тахометр и температуры и уровня маленькие указатели топлива охлаждающей жидкости. Помимо этого, внизу спидометра находится мелкий счетчик пробега, и по всей приборной панели разбросаны невидимые в отключённом состоянии контрольные лампочки.

Вы не превысите случайно скорость и продолжите перемещение на оптимальных оборотах двигателя, в случае если будете регулярно посматривать на громадные тахометр и спидометр. У вас не закончится бензин и не перегреется двигатель, если вы хотя бы время от времени станете бросать взор на температуры уровня и указатели топлива. А вдруг хотя бы ежедневно взглянуть на счетчик пробега, то не пропустишь плановое физико-техническое обслуживание.

Ну а при неисправности либо забытого «ручника» соответствующая лампочка не позволит вам случайно проигнорировать проблему.

Принцип организации управления: ответственная информация крупно и «перед носом», второстепенная — где-то сбоку.

А вот какая у вас играется радиостанция либо какая выставлена температура в салоне — без данной информации вы имеете возможность в полной мере удачно ехать сколь угодно продолжительно. Исходя из этого вся подобная информация в большинстве случаев вынесена на отдельный дисплей (либо дисплеи) на центральной консоли. Данный принцип организации обратной связи автомобили с водителем весьма похож на принцип организации управления: серьёзная информация крупно и «перед носом», второстепенная — где-то сбоку.

Рассмотренные нами эргономические правила универсальны, они касаются не только машин. Легко благодаря более чем столетней истории развития стандартности требований и автомобильной промышленности (всегда машина должна была ехать, тормозить и поворачивать) в том месте эти правила были воплощены фактически безупречно. Что, к сожалению, никак не сообщишь о более молодом и в разы более разнообразном мире ПО.

В общем, возвратимся к нашим АБС…

Не нужно конформизма

Пять правил в организации интерфейса.

В то время, когда компания задумалась о разработке АРМ «Единое окно обслуживания физических лиц» в АБС RS-Bank V.6 — рабочего места операциониста, оказывающего клиенту — физическому лицу весь спектр банковских одолжений, собственную работу мы начали с того, что сформулировали неспециализированные правила организации интерфейса, весьма похожие на «автомобильные».

  • Самые ответственные органы управления неизменно под рукой.
  • Важные сведенья неизменно на виду.
  • Всего этого достаточно мало, дабы пользователь не запутался.
  • визуализации и Элементы управления сгруппированы, выделены пиктограммами и цветом так, дабы пользователь не запутался, даже в том случае, если весьма захочет.

Помимо этого, нам показался ответственным еще один принцип, до которого машины, кстати, еще «не доросли», не смотря на то, что сейчас пробуют. Дело в том, что операционист — профессия «новичков», люди редко задерживаются в данной должности на долгое время. Кто-то растет по служебной лестнице, кто-то уходит из банка на другие предприятия сферы обслуживания.

А удобство интерфейса для умелого пользователя отнюдь не всегда означает низкий порог вхождения для начинающего. Исходя из этого добавим еще один принцип.

  • Интерфейс совокупности обязан в меру собственных сил помогать пользователю делать собственные служебные обязанности, не разрешая ему наряду с этим создавать заведомо нелогичные действия.

Тогда же мы сделали вывод, что, перед тем как кидаться реализовывать собственные идеи, прекрасно бы было изучить, как подобные неприятности решают другие производители ПО. Само собой разумеется, нас интересовали прежде всего банковские совокупности. Рынок данный очень закрыт, но нам все же удалось отыскать много скриншотов а также пара рабочих демостендов. Помимо этого, мы взглянуть на интерфейсы интернет-клиентов для обслуживания физических лиц — они все-таки призваны решать задачи, во многом схожие с отечественными.

Сообщить честно, попадались очень хорошие ответы. И все-таки во всех них, на отечественный взор, чего-то не хватало либо что-то нам не нравилось. В большинстве случаев, недочёты были следующими:

  • через чур много информации на одной форме, в следствии самое серьёзное теряется во второстепенном;
  • отсутствие выделения размером и цветом шрифта, в итоге перед глазами оказывается некая однородная серая масса цифр и букв;
  • большое количество однообразных либо неочевидных кнопок на «тулбаре», а время от времени и на нескольких «тулбарах» одной формы. Как скоро отыскать нужную?
  • нелогичное разбиение информации по нескольким экранным формам.

В общем, не смотря на то, что предложенные соперниками ответа некоторых частных неприятностей нам понравились, все же решено было пойти своим, уже намеченным методом.

Отечественную первую реализацию нового интерфейса мы представили на изучение специалистам в области эргономики — лаборатории Usability Lab. По итогам юзабилити-тестирования был взят последовательность конструктивных замечаний, разрешивший сделать отечественный интерфейс еще более эргономичным.

Единое и неделимое

Перед вами тот самый интерфейс. В данной форме — назовем ее основной панелью единого окна — пользователь проводит солидную часть собственного рабочего времени.

Как применить опыт автопрома в банковском обслуживании, или интерфейс рулит

Предлагаю прогуляться по ранее сформулированным правилам и взглянуть, как они воплотились в новом интерфейсе.

1, 2. Самые серьёзные органы управления неизменно под рукой. Важные сведенья неизменно на виду.

Поля для номера паспорта и ввода серии, кнопка поиска клиента, кнопка ввода анкеты нового клиента, перечень разовых одолжений, а по окончании выбора клиента — краткая информация о нем, перечень его продуктов, информация о выбранном продукте, перечень операций, каковые возможно по продукту выполнить. Согласно нашей точке зрения, этого информационных элементов и набора управляющих достаточно, дабы скоро отыскать нужного клиента, выбрать продукт (в случае если это нужно) и начать исполнение требуемой операции.

3, 4. Всего этого достаточно мало, дабы пользователь не запутался. визуализации и Элементы управления сгруппированы, выделены пиктограммами и цветом так, дабы пользователь не запутался, даже в том случае, если весьма захочет.

Мы видим, что, не обращая внимания на информационную насыщенность панели, суммарное количество отображаемой на ней информации отнюдь не запредельно. Это достигается тремя методами:

Во-первых, ненужная на конкретном этапе работы информация прячется. В случае если клиент уже выбран, поля для поиска клиента убираются с экрана, замещаясь сводкой по клиенту:

При начале исполнения операции по продукту экранные формы операции замещают перечень дешёвых операций по продукту:

Во-вторых, вся второстепенная информация — полная карточка клиента, история операций по продукту, перечень доверенностей, долгих поручений и т. п. — вынесены в отдельные экранные формы, в каковые возможно попасть из основной панели, надавив соответствующую кнопку либо кликнув по гиперссылке. Наряду с этим в заголовке каждой из этих форм имеется хватает информации, дабы пользователь не запутался, в случае если, к примеру, будет обслуживать в один момент сходу двух либо более клиентов либо у него на экране останутся открытыми экранные формы от различных продуктов клиента. Так, на следующем рисунке представлен одновременный просмотр историй операций по двум различным квитанциям, по которым перед этим была выполнена операция перевода денежных средств с валютного счета на рублевый.

В-третьих, в интерфейсе используются пиктограммы и выделение информации размером и цветом шрифта. В частности, каждому виду продуктов соответствует собственный цвет, что разрешает пользователю более легко зрительно ориентироваться в дереве продуктов клиента.

Номер заключенного с клиентом соглашения хоть и есть серьёзной с позиций банка информацией, при обслуживании клиента играется скорее второстепенную роль (чаще клиенту несложнее назвать наименование либо вид предоставленного ему продукта, чем воспроизвести номер соглашения), исходя из этого эта информация пускай и отображается на экране, но более мелко и неброско. Рядом с каждым из продуктов пиктограммами отмечаются роль, в которой выступает обслуживаемый клиент по отношению к этому продукту, валюта продукта, а вдруг продукт уже закрыт — значок «закрытости».

5. Интерфейс совокупности обязан в меру собственных сил помогать пользователю делать собственные служебные обязанности, не разрешая ему наряду с этим создавать заведомо нелогичные действия.

Воплощая в собственном «едином окне» данный принцип, мы сочли, что максимально «плоский», лишенный изобилия дочерних экранных форм интерфейс не разрешит пользователю потеряться в нагромождении открытых им окон, а тривиальная схема переходов между теми окнами, что у нас имеется, не позволит «забыть дорогу» к нужным данным.

Продолжая автомобильную тему и возвращаясь к основной панели, добавлю, что органов либо блоков управления в отечественном ответ всего четыре; их не перепутаешь, поскольку любой из них имеет собственный интуитивно понятное назначение.

В области информации о клиенте (I) отображаются сведения об обслуживаемом физическом лице. Тут предусмотрены два режима работы: ввод данных с целью идентификации клиента в БД совокупности либо вывод информации о нем.

  • В область продуктов разовых и клиента одолжений (II) возможно выбрать продукт клиента либо связанный с ним прикладной объект (счет, карту) для предстоящего исполнения операций по нему, или разовую услугу.
  • В области информации о выбранном продукте/услуге (III) в виде справочной информации представлены главные сведения о выбранном продукте, прикладном объекте либо разовой услуге.
  • Область выбора / исполнения операции (IV) имеет два режима работы: или в ней отображается перечень дешёвых действий по выбранному объекту, или она используется для яркого исполнения выбранного действия (содержит диалоговые окна операции).

Все области панели «Обслуживание клиента» взаимосвязаны и трудятся как единый организм — изменение состояния одной области может оказать влияние на поведение и состояние остальных. К примеру, по окончании успешной идентификации физического лица в области информации о клиенте будут отображены его эти, а в дереве продуктов покажутся его вклады, текущие квитанции, банковские карты и предоставленные кредиты. При перемещении маркера по дереву продуктов и одолжений в области информации о продукте/услуге отображается информация о выбранном элементе дерева, а в области операций появляется перечень действий, каковые смогут быть по нему выполнены.

Вот, фактически, и все, о чем хотелось поведать. Но у развивающегося продукта интерфейс ни при каких обстоятельствах не следует на месте, исходя из этого мы и дальше будем поменять к лучшему отечественное «единое окно», стараясь сделать его еще эргономичнее.

Спрашиваем лицензию на кредитование у банка Хоум Кредит

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: