Кто министр финансов россии

Кто министр финансов россии

Министры финансов ветхой России

  • Алексей Иванович Васильев – 1802-1807
  • Федор Александрович Голубцов – 1807-1810
  • Дмитрий Александрович Гурьев – 1810-1823
  • Егор Франциевич Канкрин – 1823-1844
  • Федор Павлович Вронченко – 1844-1852
  • Петр Федорович Брок – 1852-1858
  • Александр Максимович Княжевич – 1858-1862
  • Михаил Христофорович Рейтерн – 1862-1878
  • Самуил Алексеевич Грейг – 1878-1880
  • Александр Аггеевич Абаза – 1880-1881
  • Николай Христианович Бунге – 1881-1886
  • Иван Алексеевич Вышнеградский – 1887-1892
  • Сергей Юльевич Витте – 1892-1903
  • Эдуард Дмитриевич Плесков – 1903-1904
  • Владимир Николаевич Плеске – 1904-1905; 1906-1914
  • Иван Павлович Шипов – 1905-1906
  • Петр Львович Барк – 1914-1917

Алексей Иванович Васильев – первый глава МинФина России (1802 год) занял данный пост в возрасте 60-ти лет, пройдя работу в сенате, в штатс-конторе (денежном управлении) и экспедиции для ревизии национального счетоводства. Он и посвятил себя всецело отчётности улучшения и делу счетоводства, в котором имел громадной практический опыт, что было очень актуально на начальной стадии функционирования нового для страны ведомства.

Не смотря на то, что не у всех министров финансов. пришедших ему на смену в последующие годы, результаты деятельности в равной степени велики и заметны, среди них виделись и известные деятели, каковые удачно осуществляли реформы и содействовали формированию России. Основная цель деятельности главы МинФина, а из этого и главные требования к нему сначала были предопределены Манифестом от 8 сентября 1802 года: “управление казенными и национальными частями, кои доставляют правительству необходимые на содержание его доходы, и главное всех доходов разсигнование по различным частям национальных затрат”.

С того времени оценка того либо иного министра историками и современниками давалась в зависимости от успеха в достижении сбалансированности государственного бюджета. Однако не всем и не всегда удавалось достигнуть данной цели. Не были однообразными подходы к ответу неприятностей, которые связаны с налогами, кредитом, таможенной политикой и денежным обращением.

Сказывались объективные факторы – неурожаи, стихийные бедствия, войны.

Примером печального опыта может послужить деятельность Петра Федоровича Брока . шестилетнее управление министерством которого совпало с Крымской тревожным 1853-1856 временем и войной годов перед Крестьянской реформой 1861 года – событиями, отнять у него жёсткой базы для надлежащего развития денежной совокупности. К тому же “меры, принимаемые им, не отличались ни умелостью, ни успехом”.

Кстати, для России XIX в. характерен опыт привлечения к управлению минфином на протяжении войн опытных армейских. Во время Русско-турецкой войны (1877-1878), к примеру, министром был Самуил Грейг – потомок и адмирал известных русских адмиралов, участник обороны Севастополя на протяжении Крымской войны.

С течением времени в устройство денежного ведомства вносились трансформации, но они в целом не поменяли темперамент деятельности самих министров. Требования к ним только увеличивались. Кроме образованности, профессионализма, министр должен был быть патриотом, владеть особенным чутьем национального человека.

Егор Канкрин . золотой век русских финансистов

Более двадцати лет во министре экономики стоял Егор Францевич Канкрин (1823-1844 гг.), снискавший себе славу превосходного финансиста. Он появился и взял образование в Германии, молодым человеком приехал в Россию к собственному отцу и поступил на работу. Его публикации по продуктовому обеспечению армий привлекли интерес министра обороны Барклая де Толли.

Позднее, уже в качестве генерал-интенданта армии, Канкрин показал бережливость и необыкновенную энергию по обеспечению продовольствием русских армий (1812-1815). Главой МинФина он стал в первой половине 20-ых годов девятнадцатого века, в возрасте 49 лет.

Приняв расстроенную в следствии войн денежную совокупность, всю необычайную трудоспособность и свою энергию он употребил в первую очередь на установление равновесия в бюджете страны. В следствии принятых мер (усиленного развития внутреннего кредита в виде выпуска так называемых серий билетов национального казначейства, позаимствований у казенных кредитных учреждений, увеличения налогов) и при соблюдении крайней бережливости в расходовании национальных средств ему удалось добиться бездефицитного государственного бюджета. И в будущем это стало простым во время его управления минфином.

С именем Канкрина связано кроме этого осуществление финансовой реформы (1839-1843 годы), из-за которой в Российской Федерации была установлена совокупность серебряного монометаллизма, начался обмен всех ассигнаций на национальные кредитные билеты, каковые возможно было поменять на золото и серебро. В Российской Федерации наступил 10-летний период довольно устойчивого финансового обращения.

Уверенный протекционист, министр в новом таможенном тарифе 1826 года и последующих его трансформациях существенно усилил охрану русском индустрии, в высоких таможенных пошлинах видел средство для налогообложения “неподатных классов”, помогал кроме этого улучшению казенных промыслов, формированию добычи золота.

Особенную заботу Канкрин проявлял о распространении технических знаний. При нем был основан Технологический университет и открыты новые сельскохозяйственные училища, преобразованы Лесной университет и горные учебные заведения. Его личные теоретические взоры, итоги и программа деятельности изложены им в трех книгах на немецком языке, министр был кроме этого автором “Краткого обозрения русских финансов”, составленного им для наследника-цесаревича.

В первой половине 40-ых годов девятнадцатого века Канкрин вышел в отставку по заболеванию и скоро погиб. Результаты его деятельности разрешили Николаю Бунге – будущему главе МинФина России – через 2 десятилетия по окончании смерти Канкрина написать о нем: “Имя графа Канкрина пользуется доселе громадным уважением; время его управления считается золотым веком русских финансов.

Михаил Рейтнер . Время реформ

Денежно-кредитная политика Михаила Рейтерна, ставшего министром в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века, в возрасте 42 лет, отличалась особенной продуманностью, последовательностью и системностью. Выходец из семьи генерала, он взял образование в Александровском (Царскосельском) лицее. Богатый опыт работы в министерстве финансов, опора на высококвалифицированных экспертов, особенное доверие Александра II – все это совместно разрешило Рейтерну совершить последовательность реформ в области национальных финансов и банковского дела.

Вот исходное положение его программы: улучшение финансов должно быть результатом экономразвития.

Личный кредит, поощрение путей новых и устройство сообщения производств представлялись ему главными условиями возрастания национальных устранения и доходов недостатка бюджета.

К тому же, министр проявлял особенную заботу о сокращении затрат, в особенности по морскому ведомствам и военному. Он сделал первые шаги в заменен подушной подати вторыми налогами (налог на недвижимое имущество, новое положение об обложении торговли и промышленности, поземельный налог вместо земского сбора и др.) Данный деятель содействовал кроме этого происхождению первых акционерных коммерческих банков. При нем поддерживалось плодотворное сотрудничество между деловым и научным миром.

К примеру, доктор наук Киевского университета Шевченко Бунге в качестве управляющего конторой Государственного банка в Киеве много сделал для развития местных кредитных учреждений, доктор наук МГУ Бабст много лет руководил Столичным купеческим банком.

Гласность государственного бюджета – это также вошло в обычай при Рейтерне: с 1862 года в Российской Федерации началась публикация так называемых национальных росписей. Министр приостанавливает рост бумажноденежной массы и стабилизирует цены на новом уровне. В условиях не хватает развитого в Российской Федерации финансового рынка особенное значение Михаимл Рейтерн придавал привлечению зарубежного капитала и в первую очередь с постройку железных дорог.

Таможенная политика в это период была выстроена на поддержании активности торгового баланса России. Таможенный тариф 1868 года означал переход от активной к умеренной охране индустрии.

Не обращая внимания на дороговизну ЖД строительства (всего было выстроено более 20 тысяч верст) и отдельные неудачные торговые и кредитные операции (а также продажа во второй половине 60-ых годов XIX века Аляски за 7,2 миллионов рублей.), Михаилу Рейтерну все же удалось за счет крайней бережливости в расходах по окончании 12 лет собственного управления свести государственный бюджет без недостатка и в целом улучшить денежное положение России.

Этому содействовало успешное проведение выкупной операции в связи с отменой крепостного права, стремительное развитие индустрии, рост капитала, повышение товарных оборотов и экспорт хлеба. Громадную роль в этом сыграли индивидуальные качества Рейтерна, стремившегося самостоятельно разобраться во всех новых проблемах, спорные вопросы решать мирным методом и без лишней суеты. Именно поэтому ему удалось, к примеру, не допустить панику на финансовом рынке на протяжении провала Столичного Коммерческого Ссудного банка (1875).

Особенное чутье национального человека и принципиальность показал Рейтерн при собственной отставке. Война с Турцией имела возможность привести к денежной трагедии, о чем Рейтерн давал предупреждение Александра II. Но предупреждения не были учтены, и с началом боевых действий министр просил об увольнении, которую взял, но, только согласно мнению мира во второй половине 70-ых годов XIX века.

В 1881-1886 годах главой МинФина России был Николай Бунге – броский представитель либеральных публичных и госдеятелей России, ученый-экономист, педагог. Происходил он из аристократов, окончил юридический факультет Киевского университета Шевченко. С 1850 года был в том месте доктором наук политической экономии и статистики, а позднее – ректором.

Создатель многих научных трудов, специалист Редакционных рабочих групп по разрешению реформы 1861 и подготовке года крестьянского вопроса. Опыт денежной деятельности

и репутацию гениального администратора Бунге купил в 60-е годы, удачно руководя, как уже упоминалось, Киевской конторой Государственного банка.

Программа Николая Бунге выгодно отличалась собственной социальной направленностью, потому что он видел глубокую связь между улучшением денежного положения страны и увеличением благосостояния народа, и включала разработку фабрично-заводского законодательства, создания рабочих ассоциаций, привлечения трудящихся к участию в доходах фирм. Его политическим идеалом была самодержавная монархия, основанная на законности, гласности и развитии местной публичной инициативы.

На должности главы МинФина Бунге продолжил реформирование податной совокупности в новом для России направлении – облегчение разных платежей с крестьян и увеличение ветхих и введение новых налогов для имущих классов общества (увеличение налога и поземельного налога с городских недвижимостей, введение налога с наследств и с финансовых капиталов в размере 5% с дохода). Заслуга его заключалась не только в отмене подушной подати, но и в указании пути, которому должно направляться денежное законодательство – установление подоходного налога. Трансформации, вносимые в совокупность обложения, в особенности введение новых промысловых налогов, настойчиво попросили учреждения в 1885 году податной инспекции, которая сразу же окупила затраты на собственный содержание.

Увеличение косвенных налогов на водку, вино, пиво, другие товары и табак широкого потребления было связано в это время с необходимостью компенсировать отмену подушной подати и понижение выкупных платежей с крестьян на сумму в 100 млн. руб. Отказ от этого источника доходов государственного бюджета расценивался современниками Бунге как проявление геройства с его стороны.

И однако, преодолеть бюджетные недостатки Николаю Бунге не удалось в силу последовавших неурожаев (1882, 1884 и 1885 годы), неспециализированного неблагоприятного влияния и спада производства на экономику России депрессии 80-х годов в мире. Но он шел сознательно на допущение недостатков, потому что верил, что в недалеком будущем трансформации, вносимые с совокупность налогов должны дать собственные плоды. В этом он не совершил ошибку, они проявились уже при следующем министре финансов Иване Вышнеградском.

При Николае Бунге началась подготовка финансовой реформы – с осени 1884 года в Госбанке приступили к накоплению золота из поступлений в уплату таможенных пошлин и за счет внешних займов. Невыгодные условия этих займов, попытка сокращения количества кредитных билетов, находящихся в обращении, и длящиеся обесценивание рубля и дефициты бюджета по отношению к золоту – все это явилось мотивом неотёсанных нападок на Николая Бунге в печати (особенно этим отличались “Столичные ведомости”).

Его обвиняли в половинчатости предпринимаемых ответов, в нерешительности и слабости. Он же, владея сдержанностью и особой деликатностью, ограничивался спокойными официальными опровержениями – строго по фактам. Но он не имел возможности противостоять оппозиции (недовольство налоговой политикой), появившейся в высших кругах и нуждающейся в более “покладистом” министре финансов.

Николаю Бунге не удалось решить собственную основную программную задачу – улучшить денежное положение России и повысить благосостояние народа. Вместе с тем результаты его деятельности дали основание биографам вычислять, что “он вправду проводил в судьбу определенную совокупность, выходившую довольно далеко за рамки экономической политики” и “его заслуги как главы МинФина были прямым применением и результатом на деле его ранее сложившихся научных воззрений”.

К примеру, успешной была деятельность Бунге в области ЖД хозяйства – положено начало его выкупу и регулированию железных дорог казной. Громадное значение имело создание при нем фабричной инспекции и зарождение фабричного законодательства, например, закона о работе малолетних. Кое-какие его идеи, которые связаны с общинным землепользованием, рабочим и переселенческим делом вопросом, в поменянном виде были использованы правительством России в начале ХХ в. в связи с назреванием революционных событий.

Сергей Витте : тайна приумноженного достатка

Сергей Юльевич принадлежал к новому типу госдеятелей, каковые собственную задачу видели не в ответе социальных неприятностей, а в стимулировании торговли и промышленности. Происходил он из обрусевших прибалтийских немцев – псковских аристократов.

По окончании физ-мата Новороссийского (Одесского) университета он в течение двух десятилетий посвятил себя ЖД транспорту, пройдя путь от ассистента бухгалтера одной из станций Одесской линии Юго-Западных железных дорог до управляющего министерством путей сообщения. Создатель книги “Правила ЖД тарифов”, являющейся первым опытом в русской особой литературе по систематическому изложению тарифных вопросов, он настаивал на введение национального контроля над железными дорогами.

Главой МинФина Сергей Витте был назначен в возрасте 43 лет в августе 1892 года и был на этом посту в течение последующих 11 лет. Это было время стремительного перемещения России по пути капитализации, в то время, когда она была совсем втянута во всемирной экономический оборот.

Подчеркивая заслуги Витте, будем помнить, что успеху его деятельности содействовали замечательный промышленный подъем в Российской Федерации в 90-е годы и благоприятные для нее условия в мире, пришедшие на депрессии спада и смену производства 80-х годов XIX века. Запрещено проигнорировать и того, что было сделано в области финансов и кредита предшественниками, подготовившими землю для его реформ.

Заслугой графа Витте являлось то, что фактически целый период его управления минфином характеризовался чрезвычайным ростом государственного бюджета в основном за счет расширения сферы казенного хозяйства в ЖД деле (выкупленного в казну более чем 14 тыс. верст, протяженность ЖД сети увеличена с 29 до 54 тыс. верст, либо на 86%, и поставлена под контроль правительства) и введения казенной продажи крепких напитков, доход от которой за 1896-1902 годы возрос более чем в 16 раз (с 27789 тыс. до 462808 тыс. руб. ). Помимо этого были подняты фактически все налоги, не считая поземельного. Бюджетный недостаток сменился систематическим накоплением свободной наличности (за счет превышения доходов над затратами), находящейся в распоряжении главы МинФина и достигшей в 1904 году 381 млн. руб.

Секрет денежного мастерства Сергея Витте заключался в умении применять удачную политическую обстановку для привленчения зарубежного капитала в целях реализации собственной программы. Полностью было использовано им характерное для того времени дешевизна и обилие свободных капиталов в мире. Но приток зарубежного капитала был неосуществим без денежного курса обращения и стабилизации рубля.

И граф Витте осуществляет то, о чем грезили все русские министры финансов, начиная с Михаила Рейтерна, — удачно проводит финансовую реформу, результатом которой было введение золотого рубля и стабилизация обращения.

Усиление притока зарубежного капитала, наровне с конверсиями в основном внутренних займов и таможенным покровительством индустрии, содействовало формированию предпринимательской деятельности и невиданному промышленному подъему России. Заботы о развитии индустрии снискали Сергею Витте репутацию русского Кольбера. Обороты заводов (без горных и мукомольных производств, обложенных налогами) Европейской части России увеличились с 802 млн. руб. во второй половине 80-ых годов XIX века до 1 млрд. руб. во второй половине 90-ых годов XIX века, т.е. более чем вдвое.

Но его политика не была лишена недочётов, каковые пребывали в повышении бремени налогов для народа, в росте задолженности России вторым государствам и усилении ее зависимости от иноземного капитала. В программу Сергея Витте не входило попечительство формированию сельского хозяйства, он не видел возможностей выхода его на внешний рынок, не имел сложившихся взоров кроме того в вопросах землеустройства, что в условиях России было громадной неточностью, давшей о себе знать на протяжении промышленного кризиса 1899-1902 годов и начавшихся крестьянских беспокойств. Но, все это не умаляет тот большой вклад, что внес Сергей Витте в экономическое развитие России.

И в удачах, и в просчетах, без сомнений, громадную роль сыграли индивидуальные качества этого известного деятеля России: с одной стороны – неуемная энергия, деловитость и целеустремлённость, а с другой – особенная осторожность в действиях, граничащая подчас с стремлением и хитростью угодить всем и никому. В его виде современникам виделось большое количество противоречивого и загадочного. Но основная “тайна” графа Витте – любовь к Российской Федерации и постоянная жажда деятельности.

Он являлся приверженцем неограниченного самодержавия, опирающегося на талантливых и опытных министров, но его отношения с Николаем II не складывались и неспешно переросли во обоюдную отвращение, что привело в конечном итоге к утрата доверия у царя и получению отставки в августе 1903 года. Затем, действительно, он был назначен на должность главы Комитета министров, но то была должность почетная, не дававшая никакой власти.

Все, что было сделано нужного для России Сергеем Витте и его предшественниками, неминуемо должно было проявиться в будущем. Это подтверждают слова главы МинФина России (1906-1914 годы) Владимира Коковцова: “я не был новатором в деле управления русскими финансами… Моя роль была значительно более скромная – я старался сберечь, охранить и развить то, что было сделано моими предшественниками… и в случае если это было сделано, то Российская Федерация продемонстрировала за 10-летие с 1904 по 1914 год превосходный экономический расцвет”.

Источник: buhgal.narod.ru

Миллиардерша и министр финансов: как государственный бюджет стал семейным. Прямой эфир от 10.05.2017

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: