Ресурсы и издержки предприятия

Ресурсы и издержки предприятия

2.6. Финансы предприятия

2.6.3. рентабельность и Прибыль предприятия

Прибыль. Эта наиболее значимая категория рыночных взаимоотношений владеет тремя функциями:

1.) экономического показателя, характеризующего денежные результаты хозяйственной деятельности организации (предприятия);

2.) стимулирующей функции, проявляющейся в ходе ее использования и распределения;

3.) одного из главных источников формирования денег предприятия.

Прибыль – главный источник формирования прибыльной части бюджетов различных уровней, приращения капитала хозяйствующего субъекта, роста благосостояния и социального развития собственников.

В рыночной экономике одной из наиболее значимых целей предпринимательской деятельности есть получение прибыли, повышение материальной заинтересованности участников бизнеса в итогах денежно-хозяйственной деятельности. Исходя из этого максимизация прибыли – первостепенная задача денежных менеджеров.

При определении прибыли предприятия учитываются расходы элементы:

1) и следующие Доходы по простым видам деятельности.

2) доходы и Операционные расходы.

3) доходы и Внереализационные расходы.

4) расходы и Чрезвычайные доходы.

Для определения прибыли предприятия полученная ранее прибыль от продаж корректируется по следующей схеме.

1) Пп (прибыль от продаж).

2) Операционные доходы (риск):

  % к получению (уплате),

доходы от участия в других организациях,

другие операционные доходы.

3)   Внереализационные доходы (затраты).

= Прибыль до налогообложения.

—  Налог на прибыль.

= Прибыль от простой деятельности.

4) Чрезвычайные доходы (затраты).

= Чистая прибыль.

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и помогает для создания разных фондов (резервный фонд, фонд накопления, фонд поощрения).

На данный момент происходит разграничение между показателями прибыли, формируемыми в бухучете, и показателями прибыли, исчисленными в целях налогообложения.

Прибыль есть источником финансирования различных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице страны, так и предпринимательские интересы хозяйствующих их контрагентов и субъектов, интересы отдельных работников. Объектом распределения есть валовая прибыль.

Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в бюджеты субъектов и федеральный бюджет Федерации в виде налогов и других необходимых платежей. Для акционерных обществ установлен необходимый порядок формирования денежного резерва. Распределение оставшейся части прибыли есть прерогативой хозяйствующего субъекта, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его учетной политике. При распределении прибыли исходят из следующих правил:

1) первостепенное исполнение обязательств перед бюджетом;

2) прибыль, остающаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на потребление и накопление.

Механизм действия финансов на эффективность ведения хозяйства зависит от характера распределительных взаимоотношений, методов и конкретных форм их организации, их соответствия уровню производительных производственных отношений и сил. Ориентиром для установления соотношения между потреблением и накоплением должно быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность производимой продукции. В ходе распределения чистой прибыли предприятие вправе самостоятельно выяснить метод распределения прибыли.

Распределение чистой прибыли возможно осуществлено при помощи образования особых фондов: фонда накопления, резервных фондов и фонда потребления – или методом яркого распределения чистой прибыли по отдельным направлениям. В первом случае организация (предприятие) обязана составить сметы накопления фондов и расходования потребления в виде дополнения к денежному замыслу, а во втором случае распределение прибыли отражается конкретно в денежном замысле.

Фонд накопления употребляется на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, освоение и разработку новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, которые связаны с реконструкцией и техническим перевооружением действующего производства, проведением природоохранных мероприятий. Ко мне же относятся затраты по погашению долговременных ссуд и уплате процентов по ним, уплате процентов по кратковременным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных средств, взносы в качестве вкладов соучредителей в создание уставного капитала вторых организаций, перечисления вышестоящим организациям, взносы в альянсы, ассоциации, концерны, в

состав которых входит хозяйствующий субъект, и др.

Фонд потребления употребляется на социальные нужды и социальное развитие. За счет него финансируются затраты по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящихся на балансе хозяйствующего субъекта, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата премий за исполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, выплаты надбавок к пенсиям, компенсаций работникам за удорожания питания в буфетах и столовых и т.п.

Резервный фонд. Денежную устойчивость предприятия снабжает резервный капитал. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят первостепенной темперамент.

Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.

Рентабельность. В отличие от прибыли организации (предприятия), показывающей эффект предпринимательской деятельности, рентабельность характеризует эффективность данной деятельности. Рентабельность – относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия.

В рыночной экономике существует совокупность показателей рентабельности.

Результаты деятельности предприятия возможно охарактеризовать посредством показателя экономической эффективности.

Экономический эффект – это безотносительный показатель, что рассчитывается как разность между расходами и доходами, обусловившими данный доход. К таким показателям относятся показатели прибыли.

Но показатели экономического результата не дают представления о степени доходности предприятия.

Экономическая эффективность – это относительный показатель, что соизмеряет полученный эффект с затратами, каковые обусловили данный эффект либо с ресурсами, каковые были использованы с целью достижения этого результата.

Для оценки экономической эффективности употребляются показатели рентабельности, каковые возможно сгруппировать по трем главным направлениям:

1) Рентабельность активов: ROA

=Соответствующие виды прибыли / Соответствующие виды активов

2) Рентабельность продаж: ROS

= Соотв. Виды прибыли / Выручка от продаж

3) Рентабельность капитала: ROI

= Соотв. Виды прибыли / Виды капитала

Рентабельность продукции возможно вычислить как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

Рентабельность всей реализованной продукции определяется как:

  • процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее реализации и производство;
  • процентное отношение чистой прибыли к затратам на ее производство и реализацию.

1. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее полной себестоимости и реализации и определяется как процентное отношение цены реализации единицы продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы продукции. Эти показатели отражают эффективность затрат организации.

2. Рентабельность продаж возможно выяснить как:

  • процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции;
  • процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
  • процентное отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели дают представление об эффективности ценовой политики организации.

3. Рентабельность производственных активов определяется как:

  • процентное отношение валовой прибыли к сумме производственных активов;
  • процентное отношение чистой прибыли к сумме производственных активов.

Эти показатели характеризуют степень отдачи от положенных в производство активов.

4. Рентабельность вложений определяется как:

  • процентное отношение валовой прибыли к цене имущества по балансу;
  • процентное отношение чистой прибыли к цене имущества по балансу;
  • процентное отношение выручки от реализации продукции к цене имущества по балансу. Показатели характеризуют эффективность продаж на рубль вложений в имущество организации;
  • процентное отношение чистой прибыли к цене собственных средств по балансу организации, отражающее рентабельность собственного капитала;
  • процентное отношение доходов от долгосрочных денежных вложений к общему объему долговременных денежных вложений. Данный показатель отражает эффективность долговременных вложений.

Показатели рентабельности употребляются в ходе анализа денежно-хозяйственной деятельности, при принятии управленческих ответов, ответов потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов. Они являются одним из индикаторов конкурентоспособности предприятия.

Это возможно весьма интересно (избранные параграфы):

Похожие материалы:

Источник: www.konsalter.ru

4.4 Издержки фирмы глазами экономиста ч.1

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: