Совершенствование федерального законодательства в области налогообложения

Совершенствование федерального законодательства в области налогообложения

Идеолог реформирования налоговой совокупности. По данным Общероссийской конференции Привлечение банковского капитала в интересах развития отечественного производства

Совершенствование федерального
законодательства в области налогообложения

М.А. МОТОРИН, помощник министра
финансов РФ

на данный момент сложились нужные условия, каковые должны разрешить решить проблему реформирования налоговой совокупности в скором будущем. Это разрешает и новый состав Государственной думы, и решительность и та воля, проявляемые аккуратной властью в этом направлении. Задача пребывает в следующем: принять в течение весенне-летней сессии главные законы, нужные для реформирования налоговой совокупности. Вторая часть Налогового кодекса была принята в первом чтении еще 2 года назад.

На базе опыта работы первой части мы подготовили достаточно объемные поправки, каковые по окончании рассмотрения на совещании кабмина, будут вносится в государственную думу. За 2 года, прошедшие со времени принятия, были внесены бессчётные поправки со стороны Государственной думы, и ее прошлый состав совершил огромную работу по подготовке и обработке текста Второй части Налогового кодекса, что имел возможность бы быть принят во втором чтении.

В случае если сказать об главных направлениях налоговой реформы, то они никак остались прежними. Это упрощение налоговой совокупности, усиление роли косвенных налогов, реформирование прямых, отмена оборотных, многих неэффективных небольших налогов и понижение неспециализированного налогового бремени, упорядочение налоговых льгот, разрешающих систематизировать налоговое законодательство, дабы равномерно распределить налоговое бремя на всех плательщиков налогов.

К примеру, налог на прибыль претерпевает значительные трансформации во Второй части Налогового кодекса. В первую очередь обязан остановиться на вопросе, интересующем банковское сообщество. Предусматривается, что ставка налога на прибыль будет единая для всех плательщиков налогов: и для банков, и для страховщиков, и для остальных коммерческих структур.

Наряду с этим значительно изменятся подходы к определению налога на прибыль. Все его элементы, как положено по Первой части Налогового кодекса и согласно главному нормативному документу, будут определяться в самом законе. Не будет 552-го распоряжения правительства, которое практически регулирует налогооблагаемую базу. Не просто так раздел, посвященный налогу на прибыль, один из самых объемных, по причине того, что включает все эти вопросы. Его предполагается назвать налогом на доходы.

Принцип таковой: определение неспециализированной суммы дохода и после этого налоговые вычеты, т.е. все обычные предпринимательские затраты. Наряду с этим будут максимально сняты ограничения на затраты на рекламу, на отнесение процента как по банковским займам, так и по займам вторых организаций, ограничения на обучение персонала… Останется маленькое количество ограничений, которые связаны с представительскими и командировочными затратами.

В этом направлении будет принято пара нормативных актов. В частности, приказ Министерства финансов, что обязан вступить в силу по окончании регистрации в Минюсте с 1 апреля, расширяющий нормативы, устанавливающие ограничения по расходам на рекламу, представительские и обучение персонала затраты. Затраты на рекламу будут установлены в таковой градации, как и было: до 30 млн. — 5%, от 30-300 млн. — 2,5% и более чем 300 — 1 процент.

Затраты на обучение персонала — 4%, представительские затраты — 2%, т.е. значительно снижаются ограничения, бывшие до сих пор. И это лишь первый ход. В Налоговом кодексе эти ограничения будут сниматься.

Вторым шагом есть новая амортизационная политика, т.е. подход к вычетам, связанным с амортизацией главного капитала. Будет 7 укрупненных групп, по которым будут установлены укрупненные нормативы амортизации. Причем амортизация будет не линейная, т.е. в первые годы появляется возможность вычесть из налогооблагаемой базы по налогу на доход солидную часть цены главного капитала.

Значительно изменяется подход к переносу убытков: имеющиеся ограничения (равными долями в течение 5 лет) будут в значительной мере сняты, перенос убытков предполагается увеличить до 10 лет, и никаких ограничений по годам не будет. В случае если вероятно списать все убытки в первоначальный год, значит, так возможно и сделать, в случае если прибыли, взятой в первоначальный год не хватает, перенос убытков будет функционировать в течение 10 лет.

Это значительно стимулирует как раз инвестиционный процесс, по причине того, что в первые годы, в большинстве случаев, в то время, когда развиваются производства, идут убытки, каковые после этого нужно закрывать за счет будущих доходов. Конечно, при 5-летнем ограничении это довольно часто нереально было сделать: сперва идет строительство, позже нужно выйти на рентабельную работу, тратиться на рекламу, на раскрутку и т.д. И довольно часто лишь через 3-5 лет предприятие реально выходит на прибыль.

А полученные убытки в первые годы смогут быть списаны лишь равномерными долями по 20 процентов. Подобная мера значительно сузит налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Одна из главных неприятностей, существующих в налоговом законодательстве, — излишне тяжелое бремя на фонд заработной платы. В 1999 г. удалось отказаться от 45%-ной ставки, навязанной Государственной думой. на данный момент большая ставка подходного налога 30 процентов. Большое количество бесед идет о том, что нужно снижать его и дальше. Прогрессивная шкала налогообложения нужна, это общемировая практика. Наряду с этим подход содержится в том, дабы влиять на базу подоходного налога.

В частности, предполагается решить проблему социальных вычетов. Будет увеличен обычный вычет на каждого конкретного работника. на данный момент он дифференцируется в зависимости от уровня доходов: две либо одна минимальные заработные платы (83,49 рублей).

Предлагается расширить вычет до 300 руб. на каждого работника. Это важная мера. При низкой средней зарплате в стране подобное резкое повышение вычета дорогостоящее мероприятие для бюджета — 20 млрд. рублей.

Исходя из этого все, что закладывается во Вторую часть Налогового кодекса — отмена некоторых налогов, понижение отдельных ставок, сужение налогооблагаемой базы, разные вычеты, льготы — в совокупности дает понижение налогового бремени.

Помимо этого, предполагается дополнительно вычитать такие затраты из базы по подоходному налогу, как затраты на обучение самого его детей и работника, здравоохранение… Конечно, вопрос сложный, стоит определенных денег. на данный момент, в случае если человек тратит определенные средства на обучение ребенка, он не имеет возможности засчитывать эти затраты при определении базы по налогу на прибыль.

Предполагается учитывать суммы в 50 тыс. руб. — приблизительно 2 тыс. долл. в год, такова приблизительно средняя цена обучения в русских вузах. То же самое предполагается сделать по здравоохранению, приобретению лекарств.

Принципиально важно связать трансформации в подоходном налоге с трансформациями по отчислениям в социальные внебюджетные фонды. Нужно введение единого социального налога вместо четырех существующих отчислений в фонды. Наряду с этим единый налог будет расщепляться на 4 внебюджетных фонда.

Единая налогооблагаемая база будет максимально унифицирована с существующей по подоходному налогу в части, выплачиваемой работодателем работнику. По причине того, что по подоходному налогу база, само собой разумеется, выше: в том направлении частично попадают проценты, барыши, другие виды доходов.

База по социальному налогу обязана совпадать с базой, от которой начисляются пенсии, пособия по больничному странице и другие социальные выплаты, идущие за счет внебюджетных фондов. Наряду с этим предполагается установить регрессивную ставку по отчислениям во внебюджетные фонды, т.е. по тем границам, по которым идет прогрессия по подоходному налогу, будет установлена определенная регрессия по отчислениям во внебюджетные фонды.

К примеру, до 100 тыс. руб. годового дохода — будет совокупная ставка 36%, от 100-300 тыс. руб. (границы по подоходному налогу будут расширены в 2 раза) будет идти определенное понижение отчислений в социальные фонды: до 32 и 27,5 процента. Предполагается не сходу быстро снижать те либо иные ставки, отменять те либо иные налоги, а растягивать процесс на 2-3 либо кроме того 5 лет. В частности, в случае если забрать регрессивную ставку, которая вступит с первого года, — это 36 процентов.

Дальше она будет неспешно понижаться и на третий год будет составлять лишь 24% вместо 38,5 существующих. Наряду с этим мы рассчитываем, что будет легализована зарплата, на это должны быть направлены усилия и налоговых органов, и законодательства, каковые, с одной стороны, должны стимулировать ее легализацию, а, с другой, ужесточать наказание за уклонение от налогообложения. снижение и Ответственность налогового бремени должны идти совместно.

Совокупное налоговое бремя на фонд заработной плата: 30% — большая ставка подоходного налога + 38,5% отчислений от организаций в 4 внебюджетных фонда + 1% с фонда заработной плата в Пенсионный фонд с каждого работника, т.е. нагрузка достигает 70 процентов. Предполагается, что в первоначальный год она будет снижена до 50 процентов. Во второй год до 45%, и в третий год до 38 процентов.

Регрессия будет идти по всем годам, это общемировая практика: кое-какие начисления в социальные фонды идут лишь до определенной суммы, более чем которой либо по большому счету не взимаются либо установлена пониженная ставка. В большинстве случаев, во всемирной практике употребляется нулевая ставка, т.е. до определенного уровня взимаются, к примеру, отчисления в пенсионный фонд, а более чем — нет. Мы идем к этому неспешно.

И на ноль выходим лишь по трем фондам на третий год, т.е. отчисления в Фонд социального страхования, Фонд и Фонд занятости необходимого медицинского страхования при доходах более чем 300 тыс. руб. на одного работника с этих сумм не будут взиматься по большому счету. Они будут сберигаться лишь в Пенсионный фонд — главной внебюджетный фонд, по причине того, что содержание пенсионеров приоритетно.

Об НДС. Одно из главных предложений по этому налогу уже принято и должно вступить в силу с 1 января 2001 г. — зачет входного НДС по объектам законченного капитального строитель-ства. Это одно из главных отличий русского налога на добавленную цена от общемировой практики.

И также есть инвестиционной мерой. Практически это удешевляет капитальное строительство на 20%, и входной НДС будет полностью приниматься сходу к зачету.

Вопрос перехода с кассового способа учета на способ начисления. Неприятность значительная, и ее необходимо решать. Мы учитываем, что у нас громадные неплатежи, исходя из этого переход на учетный способ взимания налогов по способу начислений будет проводиться поэтапно. Наряду с этим способ начислений предполагает симметрию.

К примеру, в случае если определяем налоговые обязательства исходя из НДС, взятого по способу начислений, то и входной НДС будет также по способу начислений — не в момент оплаты, а в то время, когда счет-фактура взята и выписана на этот товар, т.е. в момент перехода права собственности, как это и положено в учетной и налоговой политике.

Значительные трансформации предполагаются, к примеру, по нефтегазовому сектору. Предполагается ввести налог на дополнительные доходы от добычи углеводорода. Его главная сущность: сравниваются неспециализированные суммы расходов и доходов, т.е. практически потоки наличности.

Потом ставка налога прогрессирует, т.е. в случае если начинает осваиваться месторождение, сперва налог не взимается либо взимается по минимальной ставке. Идет освоение месторождения, появляются прибыль, доходы, каковые покрывают затраты, включая капитальные. Затем ставка налога вырастает и может достигнуть 60 процентов.

Защита избирательных прав: современные проблемы совершенствования и применения законодательства

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: