Тема 2.1. финансы как экономическая категория, понятие финансов, их признаки и функции

Тема 2.1. финансы как экономическая категория, понятие финансов, их признаки и функции

Раздел 2. Финансы

Закон финансового обращения

Закон финансового обращения был сформулирован К. Марксом. В собственном труде «Капитал» К. Маркс дал научное объяснение связи таких экономических показателей как финансовая масса, сумма цен на услуги и товары, кредит, обоюдных и безналичных платежей, скорости обращения денег. Закон возможно представлен формулой: КД =СЦТ-К-П-ВП/ С

где КД – количество денег, нужных для обращения;

СЦТ – сумма стоимостей реализуемых услуг и товаров;

К – сумма стоимостей товаров, реализованных в долг;

П – сумма платежей по обязательствам;

ВП – сумма взаимно погашаемых обязательств;

С – скорость оборота одноименной финансовой единицы.

Из закона финансового обращения вытекает фундаментальной принцип финансового обращения – ограничение финансовой массы потребностями товарооборота. Нужное экономике количество денег зависит от следующих трех факторов:

— количество реализованных на рынке услуг и товаров;

— тарифов цен и уровня товаров;

— скорости обращения денег.

Количество денег в обращении, в первую очередь, зависит от количества обращающихся товаров. Чем больше количество обращающихся в стране товаров, тем больше, при других равных условиях, требуется денег для обслуживания товарооборота. Целевые ориентиры прироста финансовой веса определяются на контрольный срок, к примеру, на год вперед, но смогут корректироваться в течение указанного периода.

При установлении целевых ориентиров Банк России руководствуется следующими главными показателями: прогнозируемый рост ВНП в настоящем выражении; расчетная скорость обращения денег в прогнозируемом периоде; максимально допустимый уровень повышения цен.

Термин «финансы» случился от латинского слова «finansia», что переводится как «финансовый платеж». Долгий процесс развития товарно-финансовых взаимоотношений поменял содержание явления финансов.

Финансы – это экономические публичные отношения, предметом которых являются процессы накопления, использования и распределения денежных средств в ходе применения доходов и общественного продукта.

Финансовые отношения преобразовываются в денежные, в то время, когда в следствии оказания услуг и производства товаров при их реализации создаются фонды денежных средств. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне страны, муниципальных органов власти, именуются централизованными фондами, а финансовые фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений относительно использования и процессов формирования финансовых фондов. Объектом финансов являются денежные ресурсы, воображающие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, страны, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие денежные отношения. Они образуются в ходе материального производства, где создается новая цена и появляются валовый национальный доход и внутренний продукт.

Финансы — совокупность публичных взаимоотношений, образующихся в настоящем финансовом обороте при формировании, использовании и распределении фондов денежных средств.

Финансы высказывают экономические отношения, которые связаны с обеспечением источниками финансирования национального, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, домашних и обращения хозяйств. Функционирование финансов направлено на действенное развитие социально ориентированной экономики. Финансы содействуют достижению неспециализированных целей экономразвития, для чего требуются их оптимальная организация.

Главными участниками денежных взаимоотношений являются:

1) государство;

2) хозяйствующие субъекты;

3) население.

Главные показатели национальных финансов:

1) финансовые отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);

2) субъекты владеют разными правами, один из них (государство) владеет особенными полномочиями.

3) в ходе этих взаимоотношений формируется госбюджет;

4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует совокупность экономических взаимоотношений:

— конкретно между хозяйствующими субъектами – потребителями и производителями (покупателями и продавцами) услуг и товаров;

— в сфере обращения и производства;

— между хозяйствующими субъектами (государством и налогоплательщиками);

— в денежно-бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (наёмными работниками и работодателями);

— в сфере трудовых взаимоотношений.

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют в один момент в качестве:

— потребителя и производителя на рынке услуг и товаров;

— инвестора и заёмщика на денежном рынке;

В рыночной экономике взаимодействуют 3 своеобразных главных рынка:

1) рынок услуг и товаров;

2) рынок труда;

3) денежный рынок.

Все три рынка находятся в постоянном сотрудничестве, делая своеобразные функции рыночной совокупности хозяйствования.

Функционирование финансов как экономической категории в обязательном порядке связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе очень выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность денежных взаимоотношений, что усиливает значение вопросов четкого сотрудничества между всеми участниками денежных взаимоотношений в условиях рыночной экономики.

Во всемирной практике развитых государств выделяются две главные модели рыночной экономики, снабжающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой в первую очередь по степени национального регулирования экономики.

Сущность той либо другой модели определяется экономической и социальной ролью страны в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной совокупности хозяйствования реализуется в постсоциалистических странах, зависит и налоговая емкость доходов и производства.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между использованием и созданием ВВП государств. Финансы воздействуют на производство, потребление и распределение и объективен . Они высказывают определенную сферу производственных взаимоотношений и относятся к базовой категории.

Роль финансов в экономике всегда усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Централизованные фонды денежных средств создаются методом перераспределения и распределения ВВП, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

1. госбюджет;

2. внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из накоплений и денежных доходов самих населения

и предприятий. Они являются базой денежной совокупности, потому, что как раз в данной сфере формируется преобладающая часть денег страны. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами денежного права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды.

Наряду с этим большая часть указанных средств в будущем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих структур виде субвенций, субсидий, и возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов главное место в собственности финансам коммерческих структур. Тут создаются материальные блага, производятся товары, выясняются услуги, формируется прибыль, являющаяся основным источником производственного и социального развития общества.

Характерными показателями финансов являются:

1. распределительный темперамент взаимоотношений, что основан на правовых нормах либо этике ведения бизнеса, связан с перемещением настоящих денег независимо от перемещения цены в товарной форме;

2. односторонний (однонаправленный), в большинстве случаев, темперамент перемещения денежных средств;

3. создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной и стимулирующей. Наряду с этим распределительная и контрольная функции взаимосвязаны и выполняются в один момент.

Распределительная функция финансов. При распределении ВВП создаются главные, либо первичные, доходы, сумма которых равна ВВП. Формируясь при распределении ВВП среди участников материального производства, эти доходы делятся на две группы:

1. зарплату персонала, занятого в сфере материального производства;

2. доходы фирм сферы материального производства.

Но потому, что государство имеет и отрасли и другие сферы, где ВВП не создается, для их развития нужно выделять финансовые средства. Это такие отрасли, как, к примеру, оборонная индустрия, просвещение, здравоохранение, управление, поддержание и социальное обеспечение депрессивных районов. Дабы обеспечить эти финансовые затраты, посредством финансов государство изымает часть доходов, созданных в сфере материального производства, направляя их в иные сферы.

Этим самым осуществляется перераспределение ВВП при активном участии финансов. В частности, у нас перераспределение ВВП происходит в интересах структурной развития и перестройки сельского хозяйства, транспорта, энергетики, конверсии армейского производства и в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Контрольная функция финансов. Контрольная функция содержится в обеспечении денежного контроля за распределением ВВП, ВВП по соответствующим фондам, и расходованием их по целевому назначению. Контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферу, не смотря на то, что доходы в ней не создаются.

Целью денежного контроля есть обеспечение рационального и экономного расходования материальных, трудовых и денег, природных достатков и сокращение непроизводительных потерь и расходов.

Контрольная функция финансов обеспечивается многогранной деятельностью денежных органов: работниками денежной совокупности, казначейства, налоговой работы, осуществляющими денежный контроль. Контроль возможно общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным и публичным.

Свободным видом контроля есть аудит.

В осуществлении денежного контроля ключевую роль играются Минфин России и его органы на местах.

Стимулирующая функция финансов. Эта функция финансов разрешает стране посредством разных денежных рычагов оказывать действие на развитие целых и предприятий отраслей в нужном обществу направлении. Такими рычагами действия на экономические процессы являются:

1. Бюджет, средства из которого выделяются на развитие конкретной отрасли либо объекта;

2. Цены и тарифы, каковые и в условиях рыночной экономики разрешают стране оказывать влияние на денежное состояние компаний через национальное вмешательство в механизм ценообразования;

3. Налоги, каковые как самый мощный денежный инструмент разрешают при низком уровне стимулировать производство, а при чрезмерно высоком – тормозить его;

4. Экспортно-импортные пошлины, каковые за счет низкого, льготного либо большого уровня делают экспортно-импортные операции разновыгодными.

Одновременное действие нескольких денежных рычагов многократно усиливает эффект на развитие производства.

Денежные ресурсы — это совокупность всех денежных средств, каковые имеются в распоряжении страны, фирм, организаций, учреждений для создания нужных активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, капитала и накоплений, так и за счёт разного вида поступлений. Ответственной составной частью денег являются банковские ресурсы.

Денежные ресурсы предназначены:

1. для исполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками товаров и материалов;

2. осуществления затрат по расширению, модернизации и реконструкции производства, приобретения новых главных средств;

3. материального стимулирования и оплаты труда работников фирм;

4. финансирования вторых затрат.

Денежные ресурсы подразделяются на:

— централизованные фонды (госбюджет, внебюджетные фонды);

— децентрализованные денежные ресурсы (финансовые фонды фирм).

Имеются кроме этого денежные ресурсы страны, регионов, фирм.

Основным источником формирования централизованных фондов на макроуровне есть ВВП. На базисе перераспределения и распределения ВВП образуются централизованные фонды денежных средств. Часть ВВП формируется и остается в распоряжении фирм, другими словами создаются децентрализованные денежные ресурсы на микроуровне, каковые употребляются на затраты производства.

Главным источником денег предприятия есть его прибыль от производственной деятельности.

Применение денег осуществляется по большей части через финансовые фонды особого назначения, не смотря на то, что вероятна и нефондовая форма их применения.

Денежные ресурсы предприятий и государства являются яркими объектами управления финансами, другими словами управления их формированием, движением и использованием финансовых потоков.

Наличие в достаточном количестве денег, их действенное применение, предопределяют хорошее денежное положение предприятия, платёжеспособность, денежную устойчивость, ликвидность. В данной связи серьёзной задачей фирм есть изыскание резервов повышения собственных денег и самоё эффективное их применение в целях увеличения эффективности работы предприятия в целом. использование и Эффективное формирование денег снабжает денежную устойчивость фирм, предотвращает их банкротство.

Источник: studopedia.ru

9.5 Функции денег

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: