Михаил матовников: «центробанк на глазах теряет влияние на процентную политику банков»

Михаил матовников: «центробанк на глазах теряет влияние на процентную политику банков»

Каким будет ответ Центрального банка довольно главной ставки и к каким последствиям для финсектора это приведет? Об этом в блиц-интервью поведал исполнительный директор — начальник аналитического департамента Сберегательного банка Михаил Матовников.

— Думается, что у банковского сообщества появилась уже усталость от затянувшегося ожидания понижения ставки

— Да, сейчас то, каким будет это решение, не принципиально. Еще несколько месяцев для того чтобы промедления, и к осени роль главной ставки снизится до роли ставки рефинансирования в 2007 году.

ЦБ до тех пор пока еще сохраняет влияние на кредитную ставку благодаря тому, что депозитная ставка в ЦБ до тех пор пока еще на самом высоком уровне – в 10%

— Что это указывает для экономики?

Центробанк на глазах теряет влияние на процентную политику банков. До тех пор пока снизилось влияние на цена пассивов: она оторвалась от главной ставки и снижается . ЦБ до тех пор пока еще сохраняет влияние на кредитную ставку благодаря тому, что депозитная ставка в ЦБ до тех пор пока еще на самом высоком уровне – в 10%. Соответственно, в случае если банки смогут разместиться без рисков под 10%, то никого под 10% кредитовать не будут.

Но в случае если кредитный портфель банков продолжит стагнировать, а пассивы увеличатся, то давление на кредитные ставки также вырастет. И в условиях роста депозитной базы эти депозиты нужно будет куда-то размещать, банки будут терять маржу из-за негативной структуры баланса, а не из-за понижения спреда. Соответственно, банкам будет выгодно кредитовать дешевле, кроме того двигаясь по риску, считая цена кредитов от более дешевизне привлечения на долгие сроки, а не от кратковременной безрисковой ставки.

Инфляционное таргетирование Национальный банк, на данном этапе свидетельствует, что он пытается сохранить повышенную кредитную ставку, дабы сократить рост кредитования, а за ним — и финансовой массы. Это разрешит сократить скорость увеличения финансовой массы и, как вычисляет Национальный банк, разрешит сократить инфляционное давление. Вопрос в том, в какой степени инфляция зависит от роста финансовой массы, а в какой — от роста издержек из-за девальвации.

Соответственно, инфляция в полной мере может снизится за счет исчерпания результата девальвации, а рост финансовой массы будет компенсирован ростом спроса на деньги — не повлияет на инфляцию. По окончании девальваций — это простое дело. В прошедший кризис месячная инфляция более полугода держалась на уровне 6%.

Понижается возможность ЦБ стерилизовать эмиссию

— Каковы последствия сохранения высокой главной ставки?

— Во-первых, снова формируется инверсия кривой ставок: маленькие ставки высоки, т.к. возможно дорого разместить средства в ЦБ, ставки финансового рынка, к примеру МБК,остаются высокими. А долгие ставки привлечения очень сильно упали. Снизились проценты по вкладам, в особенности в наибольших банках, но пассивы увеличиваются.

Во-вторых, понижается возможность ЦБ стерилизовать эмиссию. на данный момент самый дестабилизирующий фактор для ЦБ – это бюджетная политика Министерства финансов. По причине того, что в то время, когда мы финансируем бюджетный недостаток за счет продажи Резервного фонда, это указывает эмиссию (валюта на счете Министерства финансов в ЦБ продается самому ЦБ, что зачисляет на счет Министерства финансов рубли, каковые уже тот расходует в экономике, наряду с этим валюта из ЗВР не продается.

До тех пор пока Нацбанку получалось удачно стерилизовать эту излишнюю ликвидность за счет погашения ранее выданных банкам кредитов, но он уже практически исчерпал все собственные возможности для этого. Остаток долга уже менее 1 трлн рублей, причем из них около 250 млрд по особым инструментам рефинансирования, другими словами достаточно еще недорогих ресурсов.

Получается, осталось банкам погасить порядка 700 млрд рублей. Министерство финансов тратит в месяц 200-300 млрд, быть может, ЦБ нужно будет дать еще практически 100 млрд АСВ на выплаты вкладчикам, идут беседы о дополнительных кредитах санаторам последовательности банков, к примеру, ТРАСТа, деньги смогут потребоваться ВЭБ. Так что полное выплату долгов перед ЦБ — дело ближайшего будущего.

А дальше как стерилизовать эмиссию? ЦБ в апреле-мае реализовал 100 млрд ОФЗ из собственного портфеля, осталось еще столько же. Потом планируется завлекать средства через выпуск ОБР и на депозиты в ЦБ.

Но ОБР и депозиты стерилизуют эмиссию не так как погашение кредитов. В случае если гасится кредит ЦБ, у банка понижаются ликвидные активы, а при покупке ОБР либо размещении депозита в ЦБ с ликвидностью ничего не происходит, ограничения ликвидности не появляется.

Более того, в случае если ЦБ дорого завлекает средства банков, он платит по ним проценты — а это также эмиссия, нужно будет стерилизовать и процентные платежи, а у самого ЦБ будут расти процентные затраты.

Что это указывает с позиций финансового предложения? Это та же инфляция, но легко с другого конца.

Полное выплату долгов перед ЦБ — дело ближайшего будущего

— По результатам последних совещаний правления ЦБ мы читаем список обстоятельств, по которым регулятор решил покинуть ставку без трансформаций. Данный список уже стал классическим: риск того, что Министерство финансов будет повышать затраты, высокие инфляционные ожидания, неопределенность нефтяных стоимостей и как следствие – нестабильность курса. Как вы оцениваете эти параметры на данный момент, незадолго до нового ответа?

— Все сохранилось так же, как и прежде.

Ставки будут понижаться, а денежная масса и кредиты — расти

— Другими словами у Банка России имеется все доводы не уменьшать ставку?

— В парадигме ЦБ — да. на данный момент консенсус в том, что ЦБ не опустит ставку. Но, повторю, это уже не имеет значения. Ставка перестает иметь громадное значение.

Ставки будут понижаться, а денежная масса и кредиты — расти.

— Что же стоит предпринять ЦБ?

Понимаете, в чем неприятность? Министерству финансов на данный момент нужно переходить к заимствованию на внутреннем рынке. Тратить не Резервный фонд, а производить ОФЗ. Но ЦБ держит высокую главную ставку, которая через финансовый рынок неизбежно воздействует на уровень ставок по ОФЗ, не смотря на то, что они кроме этого очень сильно снизились. Но на данный момент ОФЗ на взгляд Министерства финансов выясняются через чур дорогими.

И в Минфине решают, что лучше тратить Резервный фонд, чем производить дорогие и долгие ОФЗ. И ожидают, в то время, когда ставка понизится. А Центробанк держит высокую ставку и ожидает, в то время, когда у Министерства финансов закончатся деньги в Резервном фонде.

Нужно, дабы и у ЦБ, и у Министерства финансов была некая неспециализированная идея и дабы они вели скоординированную политику

— Порочный круг. И как из него выходить?

— Нацбанку нужно садиться вместе с Министерством финансов за один стол и продумывать новый дизайн финансово-кредитной политики. Нужно, дабы и у ЦБ, и у Министерства финансов была некая неспециализированная идея и дабы они вели скоординированную политику. В противном случае, что Министерство финансов будет думать лишь о финансировании недостатка бюджета, а ЦБ будет пробовать скомпенсировать эти действия.

За счет дозированной эмиссии (вынужденная эмиссия на неприятности ВЭБ, АСВ и санации уже обещает быть немаленькой) вероятно обеспечить достаточный спрос на ОФЗ, причем с мультипликатором (избыток ликвидности — выпуск ОФЗ — бюджетные затраты — избыток ликвидности — выпуск ОФЗ и без того потом). Наряду с этим опустить ставку, дабы удешевить заимствования Министерству финансов и позволить расти кредитованию.

Остро стоит вопрос банковской реформы

Без внешних шоков инфляция и без того будет понижаться за счет роста спроса на деньги. При новом падении стоимости одного бареля нефти рост курса цен и снижение рубля неизбежны. Ставка тут не причем. Это инфляция издержек.

Это нужно — и двигаться дальше.

Наряду с этим в действительности Министерство финансов не особенно вытеснит частных заёмщиков с рынка: потребности Министерства финансов все же меньше, чем возможности банков наращивать кредиты. Действительно, не так долго осталось ждать более значимым станет ограничение по капиталу. Появится вопрос согласования еще и политики пруденциального регулирования. на данный момент ЦБ деятельно вводит различные буферы капитала, внедряя Базель III, но кроме того согласно мнению самого Базельского комитета многие нормы ЦБ намного тверже, чем требует Базель.

По нашим расчетам, приведение отечественного регулирования с интернациональными нормами высвободит 9% капитала банков.

Наряду с этим остро стоит вопрос банковской реформы, дабы снизить убытки кредиторов при банкротстве банка. Вот намного более острые неприятности, ответ которых в действительности приоритетно.

В.В.Путин — о Центральном Банке

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: