Каким будет офис будущего, и что происходит на этом рынке на данный момент?
Об конторах будущего и настоящего поведали участники круглого стола, что прошел в рамках форума PROEstate.
В последнии месяцы в сфере офисной недвижимости случилось большое количество трансформаций. Одна из тенденций – так называемая децентрализация контор. Вне Бульварного кольца также имеется аутсайдеры «и» свои фавориты.
«На востоке до тех пор пока нет организованного бизнес-окружения, и арендаторы еще не готовы в том направлении идти. На юго западе и-юге столицы спрос на офисную недвижимость значительно выше», – поделилась наблюдениями глава департамента коммерческой недвижимости Capital Group Мария Сергиенко.
Не смотря на то, что вкусы у всех различные. И время от времени востребованными у арендаторов оказываются самые неожиданные районы. «на данный момент мы строим офисный центр класса А недалеко от Ходынки, – поведала начальник продаж и отдела маркетинга AB Development Ольга Побуковская. – До моего прихода в компанию я бы ни при каких обстоятельствах не выбрала данный район для постройки контор класса А. на данный момент у нас в том месте имеется два строения, и арендаторы находятся тут уже 8–10 лет и не желают из этого переезжать. Люди носят различную одежду, кроме этого различные компании выбирают себе различные конторы».
Кстати, довольно часто офис выбирается исходя из для того чтобы критерия, как близость его размещения к тому месту, где живут начальники компании.
В случае если сказать о «жизни за МКАДом», то тут имеется ликвидные проекты – в то время, когда конторы сдаются не просто скоро, но еще и по высоким ставкам. К примеру, бизнес-парк «Крылатские бугры». «Это успешный проект бизнес-класса», – уверена Сергиенко.
Конторы, расположенные на территории «новой Москвы», от присоединения к столице «занимательнее не стали». Так что девелоперы не стремятся деятельно развивать тут строительство бизнес-центров.
«До тех пор пока мы не будем реализовывать проекты в «новой Москве», до тех пор пока непонятна транспортная структура этого района, его инфраструктура, к тому же площадок в Москве еще хватает», – сообщила Мария Сергиенко.
«С расширением границ Москвы для офисного рынка не изменилось ничего. Я скептически настроен по отношению к формированию бизнес-парков в районе МКАДа и тем более за ним. По большей части эти проекты стоят безлюдными», – подтвердил тенденцию член правления CushmanWakefield Михаил Миндлин.
«До тех пор пока «новая Москва» не есть дополнительным стимулом для арендаторов, дабы отправиться трудиться за МКАД. на данный момент девелоперы тестируют данный рынок, ожидают, что будет дальше», – уверен специалист.
Для девелоперов серьёзен якорный арендатор – другими словами арендатор, что занимает не меньше 30–40% площадей.
«Контор с громадными «якорями» мало. Количество больших сделок единично – всего пара в квартал. Исходя из этого «якорь» может позволить себе диктовать каждые условия, выбирать лучшее размещение, рассчитывать на дисконт.
Неизменно имеется суть обсуждать с якорными арендаторами каждые ставки, это лучше, чем находиться 2–3 года безлюдными», – поведал Михаил Миндлин.
«Концепция «якоря» зависит от проекта. В случае если площадь строения меньше 10 тыс. кв.м, то оно не испытывает недостаток в «якорях», – дополнила Мария Сергиенко.
«Любой «якорь», что собирается работать на рынке, будет рассматривать «Сити». Это предложение – самое увлекательное на данный момент с позиций бюджета», – вычисляет Михаил Миндлин.
«Москва-Сити» – проект до сих пор дискуссионный.
«Сити» – специфичный субрынок, на что наблюдает определенный круг арендаторов», – сообщил директор по управлению активами О1Properties Павел Барбашев. «Сити» не имеет возможности не оказывать влияние на рынок. Данный комплекс является отдельный кластер, со стандартами, хорошими от тех, каковые характерны рынку в Москве. Он был заявлен градостроительной неточностью, но развиваться будет», – думает Ольга Побуковская.
«Я верю в «Москва-Сити». Большое количество «якорей» наблюдает на Сити. Их не пугают еще те трудности, каковые до тех пор пока тут имеется. «Сити» будет деятельно развиваться», – выделил Миндлин.
«К 2015 году должно быть завершение проекта, и тогда он не будет похож на стройку, покажется метро, вопрос парковок будет решаться, проект будет развиваться», – поведала о возможностях Мария Сергиенко.
По окончании кризиса арендаторы стали более требовательными.
«В случае если раньше строилось абы что, то на данный момент рынок конкурентен, и подход к потребностям потребителя стал более осознанным. Те проекты, каковые были не хорошо проанализированы, смогут быть незаполненными. Имеется безлюдные конторы кроме того в Садового кольца», – сказал Михаил Миндлин.
«Структура спроса за последние пара лет очень сильно изменилась. Арендаторы стали более требовательными, и девелоперы должны идти за рынком. Арендаторы начали в противном случае доходить к выбору собственных помещений.
Они делают это, дабы сохранить качественных сотрудников, дабы сотрудники гордились тем местом, где они трудятся», – подтвердил Павел Барбашев.
«По окончании кризиса довольно часто сдают помещения по пилотным соглашениям, с 20%-ым дисконтом от ожидаемой средней ставки», – поведала еще об одной тенденции Мария Сергиенко.
Согласно точки зрения специалиста, «весьма интересно реализовывать строения, у которых имеется собственная история, собственная начинка. Девелоперы фокусируются на дополнительных сервисах для арендаторов – таких как конференц-залы, кинотеатры».
«В новых конторах употребляются новые разработки – зеленые разработки, эргономичные планировки и т.д.», – отметила Ольга Побуковская.
На западе имеется бизнес-центры, каковые арендуют компании одной отрасли. Вероятно ли это и у нас? Павел Барбашев уверен в том, что вряд ли: «У компаний нет необходимости быть рядом между собой.
закрытость и Изолированность компании не разрешит разрастись данной концепции за исключением нескольких, возможно, примеров».
Арендаторы контор желают и будут желать удобства, комфорта и качества и оптимального соотношения цены. Для сотрудников офис будущего – тот офис, где хочется трудиться. Это принципиально важно, по причине того, что подавляющую часть времени люди выполняют на рабочем месте. Потому, что для каждого представление о комфорте – собственный, то и форматы предлагаемых проектов смогут быть совсем различными.
Не смотря на то, что спрос на размещение в центре и качественные строения не провалится сквозь землю.
Зарисовка офисной жизни
Интересные записи
- Финляндия опробует на практике идею всеобщего базового дохода
- Почему мобильные операторы не похоронят банки
- Финтеха не может быть много
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Сейчас большие корпорации обратили внимание на стартапы — юные организации, ищущие собственную масштабируемую бизнес-модель. В подтверждение этих слов…
-
В кризисном 2015 году многие игроки банковского рынка выбыли из игры, а кое-какие, напротив, показали рост бизнеса, создали новые продукты, улучшили…
-
Рынки. итоги (13–19.02.2017): жизнь крепкого рубля была недолгой
Рубль остановил собственный рост на фоне дешевеющей нефти и твёрдого заявления аммериканского президента Дональда Трампа о России. Это сбило пыл «быков»,…
-
История о бизнесе, банках и рекламе, взятая из жизни отдельного российского предпринимателя.
Как вы относитесь к рекламе? Вопрос, навязший в зубах у всех и каждого. Но, были времена, в то время, когда, заметив прекрасный многоцветный ролик, все…
-
Visa virtual — пора сделать жизнь лучше!
Приобрести Visa Virtual Виртуальная карта Visa Virtual card — это надёжный и эргономичный метод услуг и оплаты товаров в Интернете. Cardvisa.ru разрешает…
-
Блокчейн: есть ли жизнь после хайпа?
Некое время назад коллеги из Kaspersky Daily отправили мне долгий перечень вопросов о том, что происходит с блокчейном сейчас и как эта разработка…