Что сутки будущий нам готовит… По данным Общероссийской конференции Привлечение банковского капитала в интересах развития отечественного производства.
Главные направления реформирования налогообложения банков
К.И. ОГАНЯН, глава Департамента бухучета
налогообложения и методологии прибыли
для целей налогообложения Министерства РФ
по сборам и налогам, помощник
главы МинФина РФ
В адрес Министерства Российской Федерации по сборам и налогам в 2000 г. кроме этого как и в прошедшем сезоне поступают предложения о введении налоговых льгот для коммерческих банков, направляющих банковский капитал в отечественное производство. В большинстве случаев, речь заходит о понижении уровня налогообложения доходов в виде процентов, приобретаемых от организаций и кредитования предприятий настоящего сектора экономики.
В один момент предлагается полностью принимать в уменьшение налогооблагаемой прибыли банков суммы резервов под вероятные утраты по ссудам. Несомненно, что реализация названных предложений снизит налоговую нагрузку на банки, но нет такой же ясности с вопросом — будут ли эти стимулы достаточными, дабы активизировать деятельность банков по долговременному кредитованию экономики при существующих рисках невозвратов выданных кредитов.
Как мы знаем, что пара лет назад подобные льготы уже вводились, но известны и денежные потрясения, выпавшие на долю таких специальных банков, пользовавшихся этими льготами, таких как Агропромбанк и Промстройбанк, кредитовавших промышленные и сельскохозяйственные фирмы. Согласно нашей точке зрения, введение налоговых льгот для коммерческих банков при кредитовании экономики — это еще не гарантия денежной стабильности банков.
В канун настоящей конференции министерством была совершена экспертная оценка налоговой нагрузки, которую несли коммерческие банки в 1999 г., в т.ч. входящие в Ассоциацию Российская Федерация. В целом за 1999 г. в бюджетную совокупность РФ поступило налоговых платежей 29,3 млрд. руб., что образовывает 3,3% от общей суммы поступивших налогов (в 1998 г. данный показатель составлял 4,2%).
В 1999 г. налоговая нагрузка в сравнении с 1998 г. снизилась в связи со понижением ставки налога на прибыль с 43 до 38% от налогооблагаемой прибыли. Расчет налоговой нагрузки производился по методике, предложенной Министерством финансов России при подготовке Налогового кодекса РФ. Она оценивалась методом отнесения всех начисленных платежей в внебюджетные фонды и бюджет к неспециализированной сумме доходов, взятых банком.
Результаты говорят о том, что часть налоговых платежей в общей сумме доходов банков имеет достаточно широкий диапазон, составляющий от 1,5 до 7%, не смотря на то, что имеются банки, у которых налоговая нагрузка достигает 12%, а в отдельных случаях и выше. В среднем, по произведенной выборке, налоговая нагрузка у банков приблизительно в 2 раза ниже, чем у предприятий. В 2000 г. налоговая нагрузка у большинства кредитных организаций, как и у других юрлиц, будет снижена в сравнении с 1999 г., что связано с переходом на уплату налога на прибыль по сводному балансу юрлица.
В адрес министерства поступили предложения об установлении для банков и фирм однообразной налоговой ставки по налогу на прибыль, составляющей 30 процентов. В случае если вести обращение о единой ставке, тогда правомерно ставить вопрос и об установлении единого режима при исчислении налогооблагаемой прибыли.
А это приведет к тому, к примеру, что убытки банков от операций по купле-продаже зарубежной валюты не будут учитываться в составе затрат, относимых на себестоимость оказываемых банками одолжений, как не учитываются они у фирм. В подобном режиме не должны учитываться в расчете налогооблагаемой прибыли отчисления в резерв на вероятные утраты по ссудам и под обесценение ценных бумаг. В итоге вместо предполагаемого понижения для банков налогового бремени правомерно прогнозировать его рост.
В случае если сказать о настоящем значительном понижении для банков сумм уплачиваемых в бюджет налогов, то оно связано с возможностью принятия второй части Налогового кодекса, т.к. в список налогов, устанавливаемых Кодексом, не входят налоги, взимаемые с выручки — налог на пользователей дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, часть которых в общей сумме уплачиваемых налоговых платежей в внебюджетные фонды и бюджет образовывает порядка 20 процентов.
Что касается сегодняшнего дня, то наряду с работой над Налоговым кодексом актуальным есть увеличение уровня методологической работы по действующему налоговому законодательству, которая обязана в большей мере обеспечивать от неточностей в расчете налоговых платежей.
Часть налоговых платежей, уплаченных коммерческими банками в внебюджетные
фонды и бюджет за 9 месяцев 1999 г. в общей сумме доходов банка Код банка Часть налоговых платежей в общей сумме доходов (%)
- 1,48
- 10,5
- 2
- 4,1
- 1,47
- 4,36
- 11,8
- 5,25
- 21,2
- 7,72
- 5,32
- 2,77
Завершается работа над новой редакцией Инструкции О порядке уплаты и исчисления в бюджет налога на прибыль организаций и предприятий; подготовлена к представлению в министерство Юстиции России новая редакция Инструкции О порядке уплаты и исчисления в бюджет налога на имущество фирм, где учтены предложения коммерческих банков по формированию налогооблагаемой базы для кредитных организаций. Совершенствуются методические разработки и по вторым налогам.
Хороший эффект дала совместная работа, совершённая в 1999 г. со экспертами коммерческих банков над новой редакцией Положения об изюминках определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями. Не смотря на то, что в виде распоряжения Правительства РФ данный документ принять не удалось, но его нормы внесены во вторую часть Налогового кодекса в виде расходов определения и особенностей доходов коммерческих банков. Полагаем, что подобный подход в рамках Русском ассоциации промышленно-строительных банков к вопросу разработки льгот, стимулирующих деятельность банков по долговременному кредитованию отечественной экономики, разрешит создать хороший вариант его решения.
002. История налогообложения
Интересные записи
- Когда ипотечный паровоз превратится в локомотив развития экономики
- Виктор достов: «регуляторы взяли путь на легализацию криптовалюты»
- Артур александрович: «предпосылок для катастрофы с долгами нет»
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Непрофильные активы банка: проблемы учета и налогообложения
В кризисной ситуации, в то время, когда многие заемщики были не могут рассчитаться по своим кредитным обязательствам, балансы банков пополняются…
-
О предварительных итогах работы банка россии за 1999 год и основных задачах на 2000 год
Что же делал Банк России в прошлом году (1999) и что нас ожидает в текущем (2000) просматривайте в докладе В.В. Геращенко на заседании начальников ГУ….
-
Лариса зданович: «ключевой акционер определяет основные направления инновационного развития банка…»
Глава департамента планирования и финансов АО «Банк ЦентрКредит» (БЦК) поведала Банкир.Ру о модернизации технологической платформы для управления…
-
Как сделать финансирование социальных проектов выгодным и для банков, и для государства
За границей льготы для банков, финансирующих благотворительные программы, в кризис не отменяют. Напротив: компании, берущие на себя ответ соцвопросов в…
-
Что несут для банков пять направлений технологического развития будущего?
Мы уже говорили о технологическом прогнозе Accenture на 2017 год. На примерах уже реализованных проектов давайте посмотрим, во что же выльются для банков…
-
Восемь основных направлений блокчейна в банках от консорциума r3
Объединение более 50 наибольших мировых денежных университетов на данный момент трудится над тестированием минимум восьми разных блокчейн-проектов. Об…