Расчет рентабельности

Расчет рентабельности

Расчет рентабельности

Создатель: Костюченко Н.С. председатель совета директоров ООО «Риск-Консалт»

Дабы вычислить рентабельность собственного бизнеса не обязательно знать финансы — достаточно логики и данных.

Рентабельность – черта денежного состояния компании, разрешающая оценить свойство приносить прибыль на инвестированные . Рентабельность вычисляется как прибыль, приходящаяся на единицу положенных средств.

Рентабельность есть обобщающим показателем деятельности предприятия с позиций соотношения затрат и результатов. На конечный итог воздействуют две составляющие: внутренние организационно-экономические факторы и внешние рыночные условия. Первая составляющая включает в себя трансформации производительности труда, характеристик производства, метода его организации, т. е. все то, что зависит от самого предприятия.

Вторая составляющая включает в себя, с одной стороны, цены на ресурсы (рабочую силу, сырье, материалы, горючее, энергию и т. п.), каковые предприятие применяет для производства/реализации продукта, а с другой – цены на изготовляемый/получаемый продукт, каковые смогут изменяться от соотношения спроса и рыночного предложения.

При анализе цены произведенной/реализованной продукции в этом году направляться учитывать как изменение количества прироста произведенной/реализованной продукции, так и изменение цен на нее, и изменение ассортимента производимой продукции. В затратах (издержках производства) направляться учитывать: изменение количеств производства, изменение цен на ресурсы, изменение норм расходования ресурсов на изменение единицы ассортимента и производство продукта производимой продукции. В качестве главного показателя экономической эффективности текущих издержек (потребления ресурсов) возможно применять показатель затрат на 1 руб. произведенной либо реализованной продукции.

В качестве факторов, воздействующих на динамику и уровень показателя издержек, смогут быть выделены и частные показатели применения (применения) ресурсов средств труда и живого труда. развитие и Рост предприятия тесно связаны с реализацией и выработкой стратегии и тактики управления процессом формирования, распределения и увеличения рентабельности.

Росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя наиболее значимыми показателями: ускорением товарооборота, уменьшением массы издержек, повышением нормы рентабельности методом увеличения стоимостей. На западном рынке уверены в том, что долговременная рентабельность компаний зависит от намного большего числа факторов (более 30), характеризующих состояние конкурентной обстановке, ситуации на рынке производителя, текущей экономической конъюнктуры и т.д. Исходя из этого принципиально важно в ходе анализа рентабельности не потерять из виду и ряд других серьёзных факторов: капиталоемкость, относительное уровень качества продукции (одолжений), долю предприятия на рынке, производительность труда.

Между факторами развития и целями предприятия, их определяющими, существует тесная сообщение. В случае если целью есть обеспечение потребности в накоплениях на производственное развитие, тогда наиболее значимыми факторами выступают структура услуг и реализации товаров, уровень торговых надбавок, цены реализации, количество, эффективность и структура применения ресурсного потенциала, размер рентабельности.

В случае если цель — обеспечение устойчивого положения предприятия, то она достигается на базе обеспечения устойчивых взаимоотношений с поставщиками, другими контрагентами и банками (количество реализованных товаров, цена единицы товара) и достаточного размера рентабельности. В случае если целью есть удовлетворение заинтересованностей хозяина имущества, то наиболее значимыми факторами, снабжающими ее достижение, становятся количество собственных и привлеченных оборотных средств и эффективность их применения, и размер рентабельности.

В случае если предприятие в качестве первостепенной цели определяет обеспечение социального развития и социального потребления коллектива, то главными факторами, каковые должны быть использованы для ее успехи, выступают издержки обращения, состав и численность применяемых трудовых ресурсов, меры национального регулирования (нормы и нормативы отчислений в разные фонды соцзащиты населения, минимальная зарплата, минимальный прожиточный уровень и т. п.), уровень рентабельности.

Все факторы и вышеназванные цели сами находятся в тесной связи. Принципиально важно, дабы все мероприятия, проводимые предприятием по росту рентабельности (при применении всех возможностей), содействовали достижению наиболее значимых целей развития предприятия. При анализе рентабельности рассчитываются следующие коэффициенты:

• Рентабельность реализации – это отношение прибыли от реализации к сумме выручки от реализации за период.

Для вычисления употребляются показатели:

  • прибыль от реализации за период = стр.050 Формы № 2,
  • сумма выручки от реализации за период = стр.010 Формы № 2,
  • сумма себестоимости за период = стр.020 Формы № 2.

Норматив для торговли:- 0 – 0,3

Норматив для индустрии:- 0 – 0,4

При анализе коэффициентов рентабельности нужно проанализировать себестоимости выручки и структуру организации ее продукции. На величину выручки воздействуют объективные и субъективные факторы.

Объективные делятся на внутренние и внешние. Внутренние – это количество производства, уровень издержек, уровень качества продукции, ритмичность выпуска, ассортимент (в производстве), ритмичность отгрузки, своевременное оформление документов, оптимальные формы расчётов (в обращении).

Внешние – обстановка на рынке сырья, материалов, полуфабрикатов, количество производства в собственной компетенции, уровень качества если сравнивать с аналогами вторых фирм, ритмичность поставок (в производстве), сроки документооборота, соблюдение условий контрактов, оптимальность формы расчётов (в сфере обращения). Помимо этого, смогут быть дополнительные затраты, вызванные: нарушениями других поставки ресурсов и сроков материалов, неточностями в транспортном обеспечении, несвоевременной оплатой.

К субъективным факторам относятся: факторы морального замысла, политическая ситуация на рынке, сфера деятельности и заказанная в верном агентстве реклама — рекламный-код.рф. В большинстве случаев, выручка от реализации продукции основана на количестве реализации продукции исходя из стоимостей без НДС, налогов, торговых и сбытовых скидок, без тарифов и таможенных пошлин.

Затраты на реализацию и производство продукции складываются из цены применяемых в производстве продукции сырья, материалов, энергии, главных фондов, трудовых ресурсов, других затрат по эксплуатации, и внепроизводственных затрат. Затраты на реализацию и производство продукции объединяются в пять групп: материальные затраты, затраты на зарплату , отчисления на социальные потребности, амортизация главных прочие затраты и фондов.

• Рентабельность активов – это отношение чистой прибыли за период, к величине активов за период.

Для вычисления употребляются показатели:

  • чистая прибыль за период = стр.190 Формы №2,
  • активы за период (валюта баланса) = стр.300

    Формы №2.

Рентабельность активов показывает свойство активов компании генерировать прибыль. Иначе говоря это эффективности деятельности и индикатор доходности компании, очищенный от влияния количества заемных средств. Помимо этого, рентабельность активов (капитала) показывает эффективность применения всего имущества предприятия.

Понижение говорит о падающем спросе на продукцию компании и о перенакоплении активов.

Норматив для торговли — 0 – 0,05

Норматив для индустрии — 0 – 0,1

• Рентабельность оборотных активов — это отношение чистой прибыли за период к оборотным активам за период.

Данный показатель отражает эффективность применения оборотных активов предприятия и показывает, какую прибыль приобретает предприятие с каждого рубля, положенного в оборотные активы предприятия. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного количества прибыли по отношению к применяемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более действенно употребляются оборотные средства.

Норматив для торговли — 0 – 0,08

Норматив для индустрии — 0 – 0,2

• Рентабельность инвестиций — это отношение чистой прибыли за период к долгосрочным пассивам и собственным средствам за период.

Для вычисления употребляется:

  • среднее значение собственных долгосрочных пассивов и средств согласно данным за период = Личные средства (стр.490 Формы №1) + Долговременные пассивы (стр.590 Формы №1) за период.

Норматив для торговли — 0 – 0,07

Норматив для индустрии — 0 – 0,16

• Рентабельность собственных средств (собственного капитала) – это отношение чистой прибыли за период к собственным средствам за этот период. Показывает отдачу на инвестиции акционеров, с позиций учетной прибыли.

Норматив для торговли — 0 – 0,06

Норматив для индустрии — 0 – 0,2

Комментарии

На данный момент остается спорным вопрос, какие конкретно показатели принимать в расчет рентабельности от реализации – выручку либо себестоимость, чистую прибыль либо выручку. В случае если исходить из того, что порог рентабельности (Вгеак-еvеn Роint) — это количество операций, при котором совокупный доход равен совокупным издержкам, т.е. это точка нулевой прибыли либо нулевых убытков, а прибыль уже заложена в выручке от реализации, то целесообразно вычислять рентабельность от реализации как отношение прибыли от реализации не к выручке, а к себестоимости, в целях избежания занижения показателей рентабельности. Помимо этого, целесообразно включать в расчет не чистую прибыль, а прибыль по окончании налогообложения, поскольку в чистую прибыль возможно включена прибыль не только от главной деятельности, вместе с тем от внереализационной и от операционной.

Пример

Данные:

Выручка = 100 миллионов рублей.

Себестоимость = 70 миллионов рублей.

Коммерческие затраты = 1,2 миллионов рублей.

Расчет:

Прибыль от реализации = 100-70-1,2 = 28,8 миллионов рублей.

Рентабельность от реализации = Прибыль/Выручка = 28,8/100 = 0,288 = 28,8%.

Рентабельность от реализации = Прибыль/Себестоимость = 28,8/70 = 0,41 = 41%.

Как видно из примера, в первом случае рентабельность получается ниже, чем во втором, поскольку в выручку уже включена прибыль от реализации.

Рекомендуемое значение коэффициента рентабельности продаж – от 10 до 40.

Расчет рентабельности заслуживает особенного внимания в русских условиях. В связи с высокой ставкой налога на прибыль (по состоянию на 01.09.2009 г. налог на прибыль образовывает 20%), плательщики налогов занимаются оптимизацией налогообложения. Помимо этого, во многих случаях прибыль возрастает за счет необоснованного повышения стоимостей.

В следствии, нереально оценить эффективность деятельности заемщика лишь на основании того, что показывает рентабельность. Дополнительные показатели эффективности деятельности организации рассмотрены потом.

Для оценки доходности компании целесообразно:

  • проследить динамику соотношения себестоимость/выручка;
  • проанализировать, за счет чего взята чистая прибыль (за счет главной деятельности либо за счет других доходов);
  • проанализировать структуру управленческих, коммерческих, операционных, внереализационных и других затрат;
  • сопоставить выручку с кредитовыми оборотами по 62 счету «Расчеты с покупателями и поступлениями» и заказчиками на 51 счет;
  • очистить выручку от доли взаимозачетов при расчете рентабельности от реализации;
  • проанализировать, за счет чего происходит понижение/повышение рентабельности от продаж. Через чур высокая рентабельность продаж может появиться в связи с громадной наценкой на товар/услугу либо установление необоснованно большой цены товара, что есть негативным причиной при оценке платежного риска. Рост рентабельности продаж есть следствием повышения цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции либо понижения затрат на производство при постоянных стоимостях.

Уменьшение говорит о понижении стоимостей при постоянных затратах на производство либо о росте затрат на производство при постоянных стоимостях, т. е. о понижении спроса на продукцию предприятия.

Пример расчета рентабельности

Как же выяснить, как рентабельный бизнес? Во-первых, необходимо осознавать, что в случае если компания не работает в таких отраслях как газ, нефть, драгоценные камни либо строительство бизнес-центров, рентабельность будет в диапазоне 15 до 35% годовых.

Такая отрасль, как перевозки грузов, в принципе, подвержена «убыткам». Торговые фирмы приобретают маржу в 10-15%. Производство также не снимает громадных сливок – до 25% годовых.

Приведем пример расчета рентабельности компании, которая занимается лесопереработкой, в частности – производством доски.

Для начала поделим затраты на постоянные и переменные. Потом определим большую мощность оборудования, количество рабочих и смен. Затраты вычисляем исходя из большой загрузки производственных мощностей:

Одна смена – 8 часов – 15 человек.

Цена 1 куб. сырья – 6 тыс.руб.

Мощность распиловочного станка – 3000 куб./направляться. из них 50% отходов. Из 3000 куб. получается 1500 куб./мес. готового сырья.

Мощность сушки – 750 куб./мес. Цикл сушки 14 дней. Итого 1500 куб./мес.

Цена реализации — за 1 куб. сушеной доски 15 тыс. руб.

Источник: www.riskovik.com

Рентабельность инвестиций — Формула расчета ROI

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: