Трансфертное ценообразование и налоговый контроль

Трансфертное ценообразование и налоговый контроль

Трансфертное ценообразование есть одним из самых распространенных способов минимизации налогов. Им пользуются как большие промышленные и торговые фирмы, так и малые предприятия.

Актуальность вопроса о контроле в области трансфертного ценообразования разъясняется фискальным значением этого направления контрольной деятельности. Контролируя соответствие стоимостей товаров определенному среднерыночному уровню, налоговые органы преследуют цель обнаружения заниженных либо завышенных стоимостей, применяемых налогоплательщиками для понижения налоговых выплат.

В отсутствие четких законодательных правил данное направление контрольной деятельности страны может значительно влиять на инвестиционный климат в стране, поскольку ни одна организация, ведущая предпринимательскую деятельность, не имеет возможности с уверенностью утверждать, что ее цены не будут оспорены налоговыми органами.

В Российской Федерации в теории налогового права отсутствует единое познание того, какие конкретно стоимости являются трансфертными.

Возможно выделить два подхода:

а) познание трансфертных стоимостей в широком смысле – это каждые «необыкновенные», «странные» стоимости, подлежащие налоговому контролю, в отношении которых имеется основания считать, что их величина выяснена сторонами сделки не рыночным методом, не с целью достижения коммерческой цели, а только для понижения налоговой нагрузки. Этот подход реализован законодателем в ст. 40 Налогового кодекса РФ;

б) трансфертные стоимости в особом смысле – это цены, применяемые в групп компаний, между взаимозависимыми лицами. Данный подход основан на понимании того, что трансфертные стоимости являются объективным следствием усложнения совокупности хозяйственных связей, а не продуктом налогового планирования. Потому, что группы компаний смогут применять такие цены в целях налоговой экономии, для целей налогообложения контролируется соответствие используемых стоимостей рыночному уровню. Подобный подход лежит в базе Управления Организации развития и экономического сотрудничества (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию 1995 г.

Понижение налогового бремени в отношении группы компаний (в рамках налогового планирования либо незаконного уклонения от уплаты налогов) – это не обстоятельство происхождения трансфертных стоимостей, а следствие, дополнительная и субъективная возможность их применения. Объективная обстоятельство происхождения трансфертных стоимостей связана с достижением рабочий цели: создание групп компаний в ходе международного и (либо) функционального структурирования бизнеса.

Компании в группы неизбежно взаимодействуют, заключают между собой сделки. К примеру, компания-производитель заключает сделки с дистрибьюторами продукции, входящими в фирменную торговую сеть, либо головная компания заключает со собственными дочерними компаниями сделки о предоставлении одолжений по управлению. Вызванные потребностью делового оборота, эти сделки смогут попутно преследовать цель налоговой экономии.

Такая цель может и отсутствовать. Однако цена будет трансфертной и она приведёт к повышенному вниманию налоговых органов.

Трансфертное ценообразование само по себе не есть злом, объектом для борьбы. Заключение сделок между зависимыми лицами законно и правонарушением не есть. Задача налоговых органов – устранить влияние взаимозависимости на условиях сделок, не забывая о том, что наряду с этим происходит вмешательство в правомерную, не запрещенную законом хозяйственную деятельность.

Степень для того чтобы вмешательства должна иметь четкие юридические границы.

Контроль над трансфертными стоимостями есть очень щекотливым направлением налогового контроля, поскольку он не преследует цели обнаружения нарушения норм налогового права, в отличие от простой налоговой проверки. Это процедура определения суммы налога, направленная на его честное взимание в условиях, однообразных как для зависимых, так и для свободных участников делового оборота. Возможно утверждать, что это не только контрольное мероприятие, но и метод расчета налоговой базы, используемый или самим налогоплательщиком, или налоговым органом.

Налоговые органы при контроле за полнотой исчисления налогов вправе контролировать правильность применения стоимостей по сделкам только в следующих случаях:

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20 % в сторону увеличения либо понижения от уровня стоимостей, используемых налогоплательщиком по аналогичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода.

Осуществлять контроль за иенами в иных случаях налоговые opганы не имеют права. К тому же, направляться подчернуть, что под указанный список сделок подпадает большая часть операций совершаемых налогоплательщиками. Исходя из этого вопрос о применении иен в целях налогообложения есть актуальным.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения будут считаться физические лица и (либо) организации, отношения между которыми смогут оказывать влияние на условия либо экономические результаты их деятельности либо деятельности воображаемых ими лиц, в частности:

1) одна организация конкретно и (либо) косвенно участвует в второй организации, и суммарная часть для того чтобы участия образовывает более 20 %. Часть косвенного участия одной организации в второй через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей яркого участия организаций данной последовательности одна в второй;

2) одно физическое лицо подчиняется второму физическому лицу по должностному положению;

3) лица пребывают в соответствии с домашним законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства либо свойства, усыновителя и усыновленного, и попечителя и опекаемого.

Первое основание используется для сделок между организациями. Последние два основания распространяются на сделки между физическими лицами. Для организаций взаимозависимость определяется по доле участия, которая должна быть равна более 20 %.

Товарообменные (бартерные) операции – операции, совершаемые на базе товарообмена и договоров мены.

Контракт мены регулируется гл. 31 ГК Российской Федерации. Понятие контракта товарообмена не установлено ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Указанная операция сложилась на практике и стала необычным обычаем делового оборота.

Товарообменные операции осуществляются на основании одного договора и не предполагают осуществления между сторонами расчётов. В отличие от соглашения мены в соглашении на совершение товарообменных операций не

указывается правильное количество обмениваемого имущества, цены на указанное имущества не являются равными.

В большинстве случаев, на практике предприятия в рамках контракта товарообмена реализовывают встречные поставки собственной продукции в течение продолжительного периода времени. Вследствие этого не считаются товарообменными операциями поставки товаров в рамках контракта купли-продажи, даже в том случае, если расчеты по ним происходят по взаимозачету, векселями, уступкой права требования и другими подобными методами.

Внешнеторговые сделки – сделки, заключаемые в ходе осуществления внешнеторговой деятельности.

Под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, одолжениями, информацией и интеллектуальной собственностью[33].

Главными операциями при осуществлении внешнеторговой деятельности являются следующие виды торговли:

а) внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача необыкновенных прав на объекты интеллектуальной собственности либо предоставление права на применение объектов интеллектуальной собственности русским лицом зарубежному лицу или зарубежным лицом русскому лицу;

б) внешняя торговля информацией – внешняя торговля товарами, в случае если информация есть составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, в случае если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, либо внешняя торговля одолжениями в других случаях;

в) внешняя торговля товарами – импорт и (либо) вывоз товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории РФ на другую часть таможенной территории РФ, в случае если такие части не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию зарубежного страны не есть внешней торговлей товарами;

г) внешняя торговля одолжениями – оказание услуг (исполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку одолжений (работ) и осуществляемое особыми методами.

Внешняя торговля одолжениями может осуществляться следующими методами:

1) с территории РФ на территорию зарубежного страны;

2) с территории зарубежного страны на территорию РФ;

3) на территории РФ зарубежному клиенту одолжений;

4) на территории зарубежного страны русскому клиенту одолжений:

5) русским исполнителем одолжений, не имеющим коммерческого присутствия на территории зарубежного страны, методом присутствия его либо уполномоченных функционировать от его имени лиц на территории зарубежного страны:

6) зарубежным исполнителем одолжений, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, методом присутствия его либо уполномоченных функционировать от его имени зарубежных лиц на территории РФ;

7) русским исполнителем одолжений методом коммерческого присутствия на территории зарубежного страны;

8) зарубежным исполнителем одолжений методом коммерческого присутствия на территории РФ.

Использование организацией за непродолжительный период времени на одинаковые товары (работы, услуги) различных стоимостей, каковые отклоняются более чем на 20 %, влечет право контроля за стоимостями со стороны налогового органа.

При применении данного основания возможно выделить следующие главные положения:

1) контроль осуществляется лишь при, в то время, когда отклонения в стоимостях составило более чем 20 %.

2) отклонение в стоимостях должно происходить по аналогичным (однородным) товарам (работам, услугам).

3) отклонение должно существовать в пределах непродолжительного периода времени.

4) количество поставляемого товара по сделкам в этом случае на использование указанного основания не воздействует.

5) при наличии перечисленных условий контролю подлежат все сделки по товарам (работам, услугам) данного типа.

Самым сложным для использования на практике данного основания есть порядок определения непродолжительного периода времени. Законодательство о сборах и налогах не устанавливает для того чтобы понятия. К тому же, согласно нашей точке зрения непродолжительный период времени в целях осуществления контроля за стоимостями обязан определяться исходя из определенного периода (30 дней.

90 дней. 180 дней и т. д.). Наряду с этим определение непродолжительности периода времени должно зависеть от состояния экономики в стране.

Чем стабильнее экономика, тем больше этот период.

Для состояния отечественной сегодняшней экономической ситуации самоё оптимальным будет определение непродолжительного периода времени исходя из 30 дней[34]. Данное положение не есть нормативным, а предлагается по аналогии с действовавшими ранее нормами налогового законодательства. Так, по налогу на прибыль и НДС существовало положение, в соответствии с которому при обмене продукции выручка в целях налогообложения определялась по средней цене реализации, вычисленной за 30 дней.

На данный момент главной путь сокращения риска конфликта между налоговыми органами и подконтрольными им субъектами – это выделение в совокупности внутрихозяйственного контроля организаций (независимых юрлиц, и групп компаний) особенного направления – мониторинга используемых стоимостей. Это разрешит самостоятельно выявлять цены, значительно (на 20 % и более) отклоняющиеся от рыночных; затем организация сможет решить:

– о пересчете налоговых обязательств исходя из рыночных стоимостей;

– о дополнительном обосновании экономической целесообразности фактической цены сделки.

Данный путь сопряжен с определенными проблемами:

1) практическая проблема заключается в том, что в силу неопределенности норм ст. 40 НК РФ риск конфликта с налоговыми органами не исключается всецело ни одним из ответов (оспорены смогут быть как соответствие фактической цены рыночному уровню, так и выбранный налогоплательщиком ориентир рыночного уровня стоимостей);

2) правовая проблема заключается в переложении на плательщика налогов бремени доказывания обоснованности примененной цены в спорах, которые связаны с трансфертным ценообразованием.

Имеются и иные пути, каковые, наровне с внутрихозяйственным контролем, снижают степень неопределенности в отношениях между осуществляющими контроль подконтрольными субъектами и органами, в частности:

1) внутренняя документация:

  • распоряжения о маркетинговой политике;
  • распоряжения, управления в группы о правилах калькуляции цен на товары и услуги, реализуемые в группы;
  • подробные правила калькуляции стоимостей с учетом условий, отклоняющихся от простых экономических условий;

2) свободная оценка:

  • результаты исследований рынка свободных профильных компаний;

Источник: economy-ru.com

Налоговый контроль трансфертного ценообразования — Наталья Куриленко (Соколовский и Партнеры)

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: