Денежный контроль — это регламентированная нормами права деятельность национальных, муниципальных, публичных и иных субъектов по точности и проверке своевременности денежного планирования, полноты и обоснованности поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, эффективности и правильности их применения.
Данный термин включает в себя контроль хозяйственной, производственной, экономической и денежной деятельности.
Денежный контроль есть наиболее значимым средством обеспечения законности в денежной и хозяйственной деятельности. Он призван выявлять факты хищений и злоупотреблений товарно-материальных сокровища и денежных средств. Значение денежного контроля особенно увеличивается в условиях рыночной экономики.
Классификация денежного контроля проводится по различным основаниям.
В зависимости от субъектов, осуществляющих денежный контроль, различают следующие его виды:
- национальный;
- муниципальный;
- внутриведомственный;
- внутрихозяйственный (внутренний аудит);
- свободный (аудиторский);
Национальный денежный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами аккуратной власти, а также намерено созданными органами аккуратной власти.
Указом Президента РФ О мерах по обеспечению национального денежного контроля в РФ от 25 июля 1996 г. установлено, что в РФ национальный денежный контроль включает в себя контроль за выполнением бюджета и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией финансового обращения, применением кредитных ресурсов, состоянием национального внутреннего и внешнего долга, национальных резервов, предоставлением денежных и налоговых преимуществ и льгот.
Субъектами национального денежного контроля являются:
Счетная Палата РФ, Центробанк РФ, Минфин Российской Федерации, Министерство по сборам и налогам РФ, Национальный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов аккуратной власти, иные органы, осуществляющие контроль за расходованием и поступлением средств бюджета страны и федеральных внебюджетных фондов.
Законодательством предписано проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и денежными органами комплексных ревизий и расходования и тематических проверок поступления бюджетных средств как в федеральных органах аккуратной власти, так и на фирмах и в организациях, применяющих средства бюджета страны.
Госконтроль реализовывают кроме этого органы представительной (законодательной) и аккуратной власти субъектов РФ.
Муниципальный денежный контроль реализовывают муниципальные органы власти, каковые в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в совокупность органов власти.
Выборные и другие муниципальные органы власти реализовывают муниципальный денежный контроль при:
- утверждении местного бюджета,
- выполнении местного бюджета;
- утверждении отчета об выполнении местного бюджета;
- установлении местных налогов и сборов на базе правил, определенных законодательством России.
Главы местной администрации, являющиеся высшими чиновниками местного самоуправления, реализовывают муниципальный денежный контроль при:
- выполнении местного бюджета,
- управлении объектами муниципальной собственности,
- реализации национальных программ приватизации муниципальных фирм, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью,
- при ответе иных вопросов местного значения.
Внутриведомственный денежный контроль в министерствах, комитетах, в других органах аккуратной власти, публичных и религиозных организациях осуществляется начальниками соответствующих образований и намерено созданными в данных совокупностях контрольно-ревизионными подразделениями, каковые подчиняются, в большинстве случаев, конкретно начальнику министерства, комитета, иного органа аккуратной власти либо соответствующему органу публичной либо религиозной организации.
Главными задачами внутриведомственного денежного контроля являются: обнаружение недостач и случаев хищения денежных материальных ценностей и средств, бесхозяйственности, вторых нарушений денежной дисциплины; разработка предложений по устранению причин и условий, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.
Внутрихозяйственный контроль (внутренний аудит) — осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Серьёзной его формой есть бухучёт.
Бухучёт представляет собой упорядоченную совокупность сбора, обобщения и регистрации информации в финансовом выражении об имуществе, их движении и обязательствах организаций методом целого, постоянного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухучёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в ходе их деятельности.
Главными задачами бухучёта являются:
- формирование полной и точной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, нужной внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
Внутренними пользователями являются начальники, соучредители, собственники и участники имущества организации. Внешние пользователи — инвесторы, кредиторы, национальная налоговая администрация; другие национальные органы, на каковые возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности.
Внутренний контроль за деятельностью фирм реализовывают кроме этого ревизионные комиссии, а в случаях, если они не предусмотрены уставом предприятия, то в нем должно быть оговорено, кто из работников предприятия, как и в какие конкретно сроки проводит текущую и дополнительную диагностику деятельности предприятия. Ревизионная рабочая группа реализует собственные полномочия в соответствии с уставу и есть его
органом. К ее задачам относятся контроль за соблюдением денежного законодательства, целевым и действенным применением ресурсов, обеспечением сохранности денежных материальных ценностей и средств, принятием мер по возмещению материального ущерба, и контроль за состоянием бухучёта, своевременностью и правильностью документального оформления хозяйственных операций, достоверностью отчетности о итогах денежно-хозяйственной деятельности.
Члены ревизионной рабочей группе вправе потребовать от чиновниковов предприятия представления всех нужных документов и индивидуальные объяснения. При отсутствии аудиторов ревизионная рабочая группа образовывает заключение по балансам и годовым отчётам.
Свободный денежный контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими компаниями). В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Главы Российской Федерации от 22 декабря 1993г. №2263, аудиторская деятельность — аудит — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских компаний) по осуществлению свободных вневедомственных испытаний бухгалтерской (денежной) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых объявлений и других требований и финансовых обязательств хозяйственных субъектов, и оказанию им иных аудиторских одолжений.
Главной целью аудиторской деятельности есть установление достоверности бухгалтерской (денежной) отчетности хозяйствующих соответствия и субъектов идеальных ими денежных и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские испытания бывают необходимыми и инициативными. Аудиторы смогут оказывать кроме этого услуги по постановке, ведению и восстановлению бухгалтерского (денежного) учета, составлению объявлений о бухгалтерской отчётности и доходах, анализу денежно-хозяйственной деятельности, оценке пассивов и активов экономического субъекта, консультированию в вопросах денежного, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ.
Особенно это принципиально важно для фирм, не имеющих бухгалтерской работы, каковые смогут поручать на базе контракта ведение отчётности и бухгалтерского учёта аудиторской организации либо соответствующим экспертам.
Аудиторская деятельность осуществляется наровне с национальным денежным контролем, проводимым намерено уполномоченными органами. Аудиторы, желающие и прошедшие аттестации трудиться самостоятельно, и аудиторские компании начинают собственную деятельность по окончании госрегистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, включения и получения лицензии в госреестр аудиторских фирм и аудиторов.
Необходимая аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законами РФ(1). инициативная — согласно решению хозяйствующего субъекта.
Необходимая аудиторская проверка может кроме этого проводиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда при наличии в производстве возбужденного (возобновлённого производством) дела, принятого к производству гражданского дела либо дела, подведомственного арбитражному суду.
Необходимой аудиторской проверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с зарубежными инвестициями.
В зависимости от времени его проведения денежный контроль подразделяется на предварительный и последующий(1) .
Предварительный денежный контроль осуществляется до совершения операций по созданию, использованию и распределению определенных фондов денежных средств. Он проводится при утверждении и рассмотрении бюджетов, вторых денежно-плановых актов, при приеме заявок и в других случаях.
Вне предприятия предварительный контроль за законностью операций самый системно реализовывают банковские органы (контроль обоснованности получения банковской ссуды, правильности оформления чека либо платежного поручения и т.п.). В более широком смысле слова, имея в виду хозяйственную деятельность объекта в целом, внешний предварительный контроль реализовывают кроме этого органы местной администрации (регистрация устава предприятия), денежные органы (контроль за стоимостями), вышестоящие организации (утверждение смет, расчетов и т.п.).
Текущий контроль по большей части реализуется фактическими способами. С его помощью определяют соответствие содержания документа настоящим чертям делаемой хозяйственной операции. В хозяйства он осуществляется управлением, экономической работой, вторыми управленческими подразделениями.
Вне хозяйства текущий контроль проводится осуществляющими контроль органами публичных организаций (к примеру, обществом защиты прав потребителей), специальными инспекциями некоторых ведомств (торговая инспекция, пробирный надзор и др.).
Последующий денежный контроль осуществляется по окончании совершения хозяйственной либо денежной операций по применению денег из соответствующих фондов денежных средств.
Главным способом денежного контроля есть ревизия . т. е. обследование с целью установления законности денежной дисциплины на конкретном объекте.
По содержанию ревизии делятся на фактические и документальные.
Фактическая ревизия предполагает диагностику не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей и ценных бумаг. В ходе фактической ревизии проводится опись материальных сокровищ, проверяется состояние материальных и вещевых складов, производятся подсчеты, измерение и взвешивание товарно-материальных сокровищ, находящихся на складах, контрольные обмеры на постройке, выполняются другие нужные действия.
Документальная ревизия включает диагностику разных денежных документов, а также счета, платежные ведомости, ордера, чеки, отчеты, сметы и др. На базе анализа денежных документов определяется целесообразность и законность расходования средств.
Защитные функции ревизии зависят от ее своевременности, внезапности, всесторонности и целенаправленности.
В зависимости от количества охватываемых операций выделяют ревизии полные (проверяются все стороны хозяйственной деятельности и все виды хозяйственных операций) и неполные . осуществляющие контроль только отдельные виды хозяйственных операций (ревизия кассовых операций, ревизия операций на определенном складе и т.п.).
Тематические ревизии — особенная разновидность неполных ревизий. При их проведении за определенный период времени проверяются отдельные стороны денежно-хозяйственной деятельности организации и под определенным углом зрения. Тематическими ревизиями являются, например, являются налоговые, и аудиторские аудиты достоверности денежной отчетности фирм.
Главными задачами ревизии являются(1) :
Источник: newasp.omskreg.ru
Константинова Н.А. Лекция Государственный финансовый контроль
Интересные записи
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Анализ как метод финансового контроля
Виды, формы и способы денежного контроля. В зависимости от субъектов, осуществляющих денежный контроль, различают такие виды денежного контроля:…
-
Счетная палата как орган государственного финансового контроля
Денежный контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, рабочими группами Государственной…
-
Денежный контроль проводится разнообразными способами, под которыми знают способы и приёмы, средства его осуществления. направляться подчернуть, что в…
-
Финансовый мониторинг как вид финансового контроля
М.М. Прошунин Денежный мониторинг как правовое и экономическое явление в рамках борьбы с противодействием легализации (отмыванию) доходов, взятых…
-
Счетная палата рф как орган финансового контроля
49. Счетная палата как орган национального денежного контроля Денежный контроль со стороны органов представительной власти осуществляется…
-
Министерство финансов рф как субъект финансового контроля
Минфин РФ в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за выполнением бюджета и целевым применением средств, выделяемых из бюджета фирмам,…