Финансовый мониторинг как вид финансового контроля

Финансовый мониторинг как вид финансового контроля

М.М. Прошунин

Денежный мониторинг как правовое и экономическое явление в рамках борьбы с противодействием легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, и финансированию терроризма появилось недавно, в отличие от самого термина «мониторинг», что обширно употребляется в сфере экологического, технологического мониторинга, а также в сфере финансов [1. С. 38].

На данный момент отсутствуют научные изучения, определяющие место денежного мониторинга в русском правовой совокупности, за исключением отдельных отсылок на нормы разных отраслей права. Так, В.И. Михайлов отмечает, что противодействие легализации доходов от незаконной деятельности осуществляется в денежной, банковской, административной, уголовно-процессуальной и других сферах деятельности, но не определяет предметы регулирования соответствующих отраслей права [2.

С. 50].

На отечественный взор, отношения, появляющиеся в сфере денежного мониторинга, направляться разглядывать, в первую очередь, в рамках денежно-правового поля по нескольким обстоятельствам.

Во-первых, под определение денежного мониторинга попадают публичные отношения, одним из субъектов которых есть уполномоченный орган страны или другой субъект, делающий публичную функцию, наделенный в силу закона полномочиями давать указания второму субъекту.

На данный момент такими уполномоченными органами страны в сфере денежного мониторинга являются Росфинмониторинг и надзорные органы (Банк России, Федслужба по денежным рынкам России, Национальная пробирная палата, Росстрахнадзор). К уполномоченным организациям, делающим делегированные публичные функции, направляться отнести субъектов денежного мониторинга. Иными словами, имеют место вертикально-властные отношения, относящиеся к предмету денежного права.

На возможность отнесения публичных взаимоотношений в сфере денежного мониторинга к предмету регулирования денежного права показывает и тот факт, что комплекс мер, осуществляемых субъектами денежного мониторинга (необходимый и факультативный денежный мониторинг), являющихся сущностью денежного мониторинга, регулируется нормами денежного права. Как справедливо подчеркивает О.Н.

Горбунова, «главными задачами Комитета РФ по денежному мониторингу являются: сбор, анализ и обработка информации об операциях с финансовыми средствами либо иным имуществом, подлежащих контролю в правовом поле РФ. Представляется, что с целью проведения аналогичного мониторинга громадную роль играются нормы денежного права, каковые регулируют денежную деятельность страны, т.е. деятельность по аккумуляции, использованию и перераспределению фондов денежных средств» [3. С. 86].

Во-вторых, способом правового регулирования публичных взаимоотношений в сфере денежного мониторинга выступает императивный способ, устанавливающий вертикальные правоотношения между: 1) Росфин- надзорными органами и мониторингом, что имеет место, к примеру, при установлении обязанности Банка России согласовывать правовые акты в сфере денежного мониторинга с Росфинмониторингом; 2) Росфин- надзорными органами и мониторингом, с одной стороны, и субъектами денежного мониторинга, иначе, к примеру, при проведении испытаний соблюдения субъектами денежного мониторинга законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма; 3) субъектами денежного мониторинга и их клиентами при исполнении функции в сфере денежного мониторинга, к примеру, при требовании о предоставлении информации о совершённой операции либо реализации права на приостановление выполнения операции.

В-третьих, объектом денежного мониторинга, как было сообщено ранее, выступают, в первую очередь, операции с финансовыми средствами. Не обращая внимания на то, что контролю подлежат кроме этого операции с иным имуществом, направляться отметить, что именно деньги являются тем денежным инструментом, что более легко отмыть, чем «угнанный автомобиль», «похищенное произведение искусства», «драгоценности», каковые, в отличие от денег, владеют определенной индивидуальностью.

Иными словами, объектом денежного мониторинга выступают денежные отношения. Со своей стороны, как раз денежные отношения являются объектом регулирования денежного права.

В-четвертых, денежный мониторинг, не смотря на то, что и опосредованно, но связан с деятельностью национальных органов по аккумулированию, использованию и распределению централизованных фондов денежных средств, которая, со своей стороны, является предметом денежного права.

Так, в ходе денежного мониторинга смогут быть распознаны операции с финансовыми средствами либо имуществом, взятыми в следствии незаконного применения централизованных фондов денежных средств страны либо муниципального образования. На тесную связь денежного мониторинга с денежной деятельностью страны показывает то, что, как направляться из выступления на слушаниях в парламенте Главы банка России С. М. Игнатьева, из-за преступной деятельности по отмыванию незаконных доходов «утраты консолидированного бюджета (включая национальные внебюджетные фонды) составляют от 500 до 800 млрд рублей в год» [4].

Отмывание преступных доходов ограничивает количество поступлений в централизованные финансовые фонды, соответственно, мешает аккумулированию денежных средств в бюджетах разных уровней бюджетной совокупности. Как следствие, отмывание преступных доходов оказывает негативное влияние на общества и финансовую деятельность государства в целом.

Помимо этого, денежный мониторинг, как и при с денежной деятельностью страны, направлен на реализацию функций и муниципальных образований и задач государства, к каким направляться отнести обеспечение экономической безопасности страны. Одной из составляющих экономической безопасности страны есть недопущение преступных доходов в денежную совокупность РФ и предотвращение применение данной совокупности для отмывания преступных финансирования и доходов терроризма.

Подтверждает тесную связь денежного мониторинга с денежной деятельностью страны О.Н. Горбунова, утверждающая, что «денежная деятельность страны регулируется, помимо этого, особыми законами, касающимися той либо другой области данной деятельности. Как раз к таким законам относится закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, взятых методом. » [3.

С. 101].

В качестве последнего аргумента нужно подчернуть, что денежные отношения являются динамической категорией. В данной связи должно развиваться и денежное право методом расширения сферы взаимоотношений, являющихся предметом регулирования денежного права. Косвенным подтверждением тому являются кроме этого слова П.М. Годме, что утверждал, что наука денежного права выходит за пределы законодательства о финансах и юридического режима национальных финансов.

Эта наука изучает кроме этого те последствия, каковые появляются для национальных финансов в следствии действия публичной власти. [5. С. 43].

И.В. Рукавишникова отмечает, что «состав и понятие денежного права изменялись в один момент с правовыми и политическими режимами в государстве и обществе» [6. С. 9]. Соответственно, а также в соответствии с задачами и целями, каковые преследовало государство на определенном этапе развития.

Неоспоримым, на отечественный взор, есть утверждение, что одной из современных задач развития современного демократического правового русского страны есть борьба с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.

К тому же, без сомнений, в отношении структуры и состава национальных органов в сфере надзора за соблюдением законодательства о денежном мониторинге, их сотрудничестве с Росфинмониторингом, в первую очередь, при привлечении субъектов денежного мониторинга к административной ответственности за нарушение законодательства о денежном мониторинге, направляться сказать о нормах административного права.

В части права и процесса появляющиеся по окончании передачи Росфинмониторингом материалов в правоохранительные органы публичные отношения с участием МВД регулируются нормами уголовного и уголовного права, и, по определению, не смогут рассматриваться как денежный мониторинг. По той же причине нельзя отнести правоохранительные органы ни к одному из уровней уполномоченных организаций и органов власти в сфере денежного мониторинга.

Так, наличие норм разных отраслей права разрешает сказать о формирующемся комплексном правовом регулировании вопросов противодействия легализации преступных финансирования и доходов терроризма.

Вместе с тем представляется вероятным сказать о приоритетном значении норм денежного права в регулировании публичных взаимоотношений, каковые являются сущностью денежного мониторинга, в частности взаимоотношений по контролю (обнаружению) операций, которые связаны с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Иными словами, контрольная сущность денежного мониторинга дает нам право сказать о денежном мониторинге как о новом виде денежного контроля.

Разглядывает денежный мониторинг как независимый вид денежного контроля и Н.И. Хими- чева, связывая принятие мер по усилению национального денежного контроля с принятием Закона о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма [7. С. 146].

В целях обоснования данной точки зрения разглядим функции и принципы национального денежного контроля в преломлении к денежному мониторингу. На отечественный взор, в базе функционирования финансового мониторинга и финансового контроля лежат неспециализированные организационно-правовые правила.

Как вид денежного контроля денежный мониторинг основывается на последовательности правил, свойственных контрольной деятельности. В частности, к правилам денежного мониторинга вероятно отнести правила, каковые изложены в Лимской декларации руководящих правил контроля (Принята IX Конгрессом Интернациональной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.). К ним направляться отнести принцип независимости, объективности, компетентности органов денежного контроля [8.

С. 576-586].

Осуществление денежным мониторингом аналогичных с денежным контролем функций, на отечественный взор, кроме этого направляться разглядывать в качестве дополнительного доказательства денежно-правовой и, например, денежно-контрольной природы денежного мониторинга.

В качестве функций контрольной

деятельности принято выделять функцию корректировки, социальной превенции и правоохраны [9. С. 114]. Так, в рамках реализации функции социальной превенции совокупность денежного мониторинга противодействует применению денежной совокупности в целях отмывания преступных доходов, тем самым лишая преступные элементы экономической базы для совершения новых правонарушений.

В данном нюансе совокупность мер по ПОД/ФТ носит предупредительный темперамент.

Со своей стороны, при осуществлении правоохранительной функции денежный мониторинг находит отражение в обнаружении операций, в которых употребляются финансовые средства либо иное имущество, полученные преступным методом. Тут громаднейшую роль играются такие меры противодействия, как необходимый и факультативный (дополнительный) денежный мониторинг.

Функция корректировки связана, в первую очередь, с надзорной и методической деятельностью Росфинмони- торинга, Банка России и иных надзорных органов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. В случае если первая — надзорная деятельность позволяет распознать нарушения и недочёты в работе субъектов денежного мониторинга по противодействию финансированию терроризма и отмыванию доходов в целях их предстоящего устранения, то вторая (методическая) деятельность позволяет скорректировать действующую совокупность денежного мониторинга в соответствии с изменяющейся действительностью, а также возникновением новым методов и способов отмывания преступных доходов.

Наконец, направляться подчернуть, что национальным органом, осуществляющим эти функции в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, выступает какое количество- торинг, что по определению есть органом национального денежного контроля.

Находит эта точка зрения приверженцев и в научных кругах. Так, С.В. Запольский относит Федслужбу по денежному мониторингу к органам денежного контроля [10. С. 12]. Поддерживает данную точку зрения и О.Н.

Горбунова, которая кроме этого разглядывает Росфинмониторинг в качестве органа власти, осуществляющего денежный контроль [3. С. 85].

Справедливо утверждая, что «громадное значение в сфере валютного контроля играется закон от 07.08.2001 г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом”, в соответствии с которым, и в соответствии с Указу Главы Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. в структуре Минфина РФ был образован Комитет РФ по денежному мониторингу (КФМ России)», Е.Ю. Грачева относит Росфинмониторинг к национальным органам, осуществляющим денежный контроль [9.

С. 48]. Причисляют Федслужбу по денежному мониторингу к органам национального денежного контроля и ряд других фи- нансистов-правоведов [11. С. 118].

Иными словами, на данный момент в науке денежного права Федслужба по денежному мониторингу рассматривается как обязательный атрибут совокупности органов национального денежного контроля, что кроме этого дает право разглядывать деятельность данной работы как деятельность по осуществлению национального денежного контроля.

К тому же, на отечественный взор, в рамках денежного контроля денежный мониторинг может рассматриваться как национальный денежный контроль, так и как негосударственный (внутрихозяйственный либо внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый конкретно субъектом денежного мониторинга.

Данной позиции придерживается и законодатель, что разглядывает необходимый контроль как функцию Росфинмониторинга. Необходимый контроль нормативно определяется как совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с финансовыми средствами либо иным имуществом на основании информации, воображаемой ему организациями, осуществляющими такие операции, и по проверке данной информации в правовом поле РФ (национальный денежный контроль).

Пара спорным есть утверждение В. В. Коря- ковцева и К.В. Питулько о том, что сущностью необходимого контроля есть информирование уполномоченного органа о подконтрольных операциях [12. С. 24].

На отечественный взор, сущность необходимого контроля содержится именно в сборе, анализе, оценке информации, взятой от субъектов денежного мониторинга и предоставлении информации об операциях, каковые смогут быть связаны с отмыванием преступных доходов либо финансированием терроризма в правоохранительные органы.

Со своей стороны субъекты денежного мониторинга, к каким относятся организации, осуществляющие операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, реализовывают внутренний контроль, что выражается в обнаружении операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с финансовыми средствами либо иным имуществом, которые связаны с легализацией (отмыванием) доходов, взятых преступным методом, и финансированием терроризма (внутрихозяйственный денежный контроль).

В рамках национального денежного контроля Росфинмониторинг осуществляет постановку на учет организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, осуществляет анализ и сбор информации об операциях с иным имуществом и денежными средствами, направление данной информации в правоохранительные органы при наличии оснований считать, что эти операции связаны с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, а надзорные органы выполняют диагностику соблюдения субъектами денежного мониторинга законодательства в сфере противодействия легализации доходов, взятых преступным методом, и финансированию терроризма.

В рамках внутрикорпоративного денежного контроля (внутрихозяйственного денежного мониторинга) субъекты денежного мониторинга реализовывают комплекс мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию исключения и терроризма вовлеченности данного субъекта денежного мониторинга в легализацию преступных доходов либо финансирование терроризма.

Своеобразие денежного мониторинга, на отечественный взор, содержится в том, что, осуществляя внутренний денежный контроль, субъект денежного мониторинга в один момент осуществляет и национальный денежный контроль, иными словами, делает агентские функции по осуществлению национального денежного контроля.

Как справедливо отмечают Г. А. Тосунян и А.Ю. Викулин, «необходимый контроль, осуществляемый уполномоченным органом, является необходимым дополнением к совокупности необходимых процедур внутреннего контроля, каковые призваны делать денежные организации по отношению к своим клиентам» [13. С. 33].

Как раз субъекты денежного мониторинга выявляют операции, подлежащие обязательному контролю (необходимый денежный мониторинг) и необыкновенные операции (факультативный денежный мониторинг).

К мерам, осуществляемым субъектом денежного мониторинга в рамках национального денежного контроля, направляться относить: 1) их выгодоприобретателей и идентификацию клиентов; 2) оценку риска осуществления клиентом отмыванию доходов, взятых преступным методом, и финансирования терроризма;

мониторинг за операциями, подлежащими обязательному контролю; 4) мониторинг за необыкновенными операциями; 5) направление сообщений в Росфинмо- ниторинг; 6) осуществление мер по противодействию экстремистской деятельности и финансированию терроризма; 7) хранение информации и документальное фиксирование об операциях, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу; 8) обучение и подготовку кадров; 9) предоставление информации по запросам Росфинмониторинга; 10) обеспечение конфиденциальности мер, принимаемых субъектом денежного мониторинга.

На основании изложенного выше денежный мониторинг направляться разглядывать в рамках финансовоправового поля с отнесением его к университету денежного контроля. Денежный мониторинг возможно выяснить как вид национального и внутрихозяйственного денежного контроля, осуществляемого Росфин- мониторингом, субъектами и надзорными органами денежного мониторинга в целях недопущения преступных доходов в национальную экономику РФ и предотвращение применение субъектов денежного мониторинга для отмывания преступных финансирования и доходов терроризма.

Перечень литературы

Набиев С.А. практика применения и Теоретические аспекты соотношения правового регулирования национального финансового мониторинга и финансового контроля: Дис. канд. юрид. наук. М. 2008. 217 с.

Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: Правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-международное сотрудничество и розыскные мероприятия. СПб.

Юридический центр Пресс, 2002. 230 с.

Горбунова О.Н. Денежное право и денежный мониторинг в современной России. М. 2003. 160 с.

Выступление Главы банка России С.М. Игнатьева на слушаниях в парламенте на тему: «Соответствие практики осуществления и нормативного регулирования Банком России банковского надзора главным положениям федерального законодательства», совершённых Комитетом по финансовым рынкам и кредитным организациям Госдумы Федерального Собрания РФ 20 февраля 2007 в один раз. Режим доступа: //www.cbr.ru

ГодмеП.М. Денежное право. М. Прогресс, 1978. 210 с.

Рукавишникова И.В. Способ денежного права. М. ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 288 с.

Денежное право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд. перераб. и доп. М. Юристъ, 2004. 350 с.

Интернационально-правовые базы борьбы со взятками и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский.

М. ИНФРА-М, 2004. 586 с.

Денежный контроль: Учеб. пособие / Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко, Е. А. Рыжкова. М. Камерон, 2004. 190 с.

Запольский С.В. К вопросу о природе денежных правоотношений: информационная составляющая // Денежное право. 2007. № 8. С. 12 16.

Денежное право: Учеб. / К.С. Бельский и др.; Под ред. С.В. Запольского.

М. Русский академия правосудия; Эксмо, 2006. 640 с.

Коряковцев В.В. Питулько К.В. Комментарий к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, и финансированию терроризма. СПб.

Питер, 2003. 130 с.

Тосунян Г.А. Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом».

М. Дело, 2002. 145 с.

Источник: yurii.ru

2 часть. Финансовый мониторинг Zefinance.ru

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: