Факторинг для малого бизнеса: трудности бытия

Факторинг для малого бизнеса: трудности бытия

Рынок факторинга в Российской Федерации может не так долго осталось ждать удвоиться и вырасти до 4 трлн рублей. Но что мешает среднему и малому бизнесу пользоваться этим эргономичным инструментом уже сейчас?

Факторинг ни при каких обстоятельствах не был несложным продуктом для денежной организации. Не обращая внимания на возможно громадный спрос, число и предложение настоящих сделок достаточно ограничено.

Компаний и банков, развивающих факторинг в сегменте МСБ, мало — в Российской Федерации таких чуть ли наберется больше двадцати

Так, сейчас факторинг применяют порядка 6 тыс. русских компаний. Это совсем маленькой цифра в сравнении с общим количеством бизнесов, каковые ведут активную экономическую деятельность (напомню, в стране зарегистрировано больше 2 млн средних и малых фирм, включая личных предпринимателей).

Компаний и банков, развивающих факторинг в сегменте МСБ, кроме этого мало — в Российской Федерации таких чуть ли наберется больше двадцати. По причине того, что сложно зайти на данный рынок и после этого удачно на нем трудиться. Тем более сейчас, в то время, когда риски громадны очень.

И кредит, и факторинг, довольно часто сравнивают — оба продукта связаны с финансированием оборотного капитала. Наряду с этим, с позиций кредитора, факторинг — инструмент более защищенный: вместо выданных средств фактор (банк либо факторинговая компания) приобретает право требования дебиторской задолженности, а компания-должник, в большинстве случаев, более надежна, чем сам поставщик услуг и товаров.

Факторинг предполагает получение денег под гарантию будущих платежей от агентов

К примеру, федеральные торговые сети по кредитному рейтингу существенно превосходят многих подрядчиков и своих поставщиков. Но платить за товар они предпочитают с громадной отсрочкой.

Такую «успешную» задолженность фактор и готов выкупать, предлагая, по сути, беззалоговое финансирование. Факторинг предполагает получение денег под гарантию будущих платежей от агентов, тогда как обстановка с беззалоговым кредитованием бизнеса остается сверхсложной. Кредитовать МСП без залога банки сейчас не готовы: текущий кризис показал определенную нелояльность клиентов к этому инструменту.

Часть просроченной задолженности в сегменте залогового кредитования была значительно ниже, исходя из этого банки отказались от высокорискового беззалогового варианта, где в современных рыночных условиях ставки смогут колебаться от 15% до бесконечности.

Одновременно с этим сейчас кредитору весьма сложно оценить риски аналогичных продуктов, исходя из этого банку несложнее по большому счету отказаться от него, чем принять кроме того по высоким ставкам. Факторинг же разрешает МСП завлекать дополнительное банковское финансирование без залогов по в полной мере приемлемым стоимостям: 13–15% годовых. Исходя из этого тем, кто раньше трудился по факторингу, но на данный момент по тем либо иным обстоятельствам не имеет возможности пользоваться данной услугой, весьма сложно ее заместить — для кредитного финансирования многим компаниям не достаточно обеспечения.

Многие предприниматели предпочитают не связываться с госконтрактами

Являясь наибольшим дебитором у нас, государство все активнее пробует привлечь средних и малых предпринимателей к совокупности национальных контрактов: госорганы и корпорации, которых законодательно обязали размещать часть собственных закупок в сегменте МСП, составляют сейчас приблизительно 50% русского экономики. Кроме того часть этого «пирога» способна стать важным стимулом для развития бизнеса в стране.

Многие предприниматели предпочитают не связываться с госконтрактами лишь вследствие того что знают: бизнес не справится с большими заказами, по которым предусмотрена долгая отсрочка платежа. Она может всецело истощить оборотный капитал маленького предприятия. Не страно, что, в соответствии с изучению среднего бизнеса и самочувствия малого «Индекс Опоры RSBI», в 2016 году количество участников госзакупок среди малых компаний снизилось с 28% до 18%.

Деятельный рост сегмента до тех пор пока сдерживает законодательство, которое практически запрещает использование факторинга в сфере государственного заказа. Но государство уже обратило внимание на проблему, и, наверное, в скором времени возможно ожидать ее решения. Так как приоритет развития факторинга, как действенного инструмента помощи бизнеса, включен в стратегию развития МСП в Российской Федерации до 2030 года.

В «Дорожную карту» стратегии попала улучшения стандартов и необходимость создания факторинга, и запуск специальных электронных площадок.

Российский рынок факторинга в 2016 году составил 2 трлн рублей, другими словами приблизительно 2% ВВП (средний показатель по Европе — 4%, в государствах-фаворитах: Германии, Италии, Англии — значительно больше). Четверть всего количества приходится на средние и малые предприятия. По оборотам в 2016 году рынок вырос на 13%, но по количеству портфеля он фактически не изменился, оставшись на уровне 2015 года.

Снятие законодательных ограничений в части применения факторинга в сегменте государственного заказа разрешит рынку как минимум удвоиться

Это связано с тем, что часть компаний-заемщиков покинула рынок из-за финансового кризиса, но качественные агенты активнее применяли факторинг для развития собственного бизнеса. В 2017 году главные игроки ожидают рост сегмента: кризис, очень сильно отразившийся на отрасли, остался сзади, деловая активность оживает. Рынок факторинга, показавшийся в Российской Федерации во второй половине 1990-х, до сих пор остается узким.

Среди главных игроков не более 20 имен, среди которых Промсвязьбанк есть одним из фаворитов. В силу громадной доли государственного сектора в Российская экономика снятие законодательных ограничений в части применения факторинга в сегменте государственного заказа разрешит рынку как минимум удвоиться и достигнуть 4 трлн рублей уже в возможности ближайших одного-двух лет.

Наряду с этим зарубежная опыт говорит, что факторинг — одинаково действенный и востребованный инструмент МСП как в коммерческом, так и в национальном секторе. Ни в одной европейской стране сейчас не существует аналогичных законодательных ограничений применения факторинга в области государственного заказа.

Реалии малого бизнеса в Украине!

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: